Дихотомия "Экстраверсия — Интроверсия"

Материал из Zanoza
Версия от 14:26, 24 июля 2012; Пересмешник (обсуждение | вклад) (Понятие экстраверсии - интроверсии в Школе гуманитарной соционики Виктора Гуленко)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Понятие экстраверсии - интроверсии в психологии

В психологии распространено достаточно много разнообразных точек зрения на проблему интроверсии-экстраверсии.

Наиболее известны два несколько отличающихся понятия интроверсии-экстраверсии, принадлежащих Карлу Густаву Юнгу (который первым ввёл данные термины) и Гансу Юргену Айзенку.

Экстраверсия/интроверсия по Юнгу

Впервые термин появляется в работе Карла Юнга 1921 года «Психологические типы».

Основным критерием, различающим экстравертов и интровертов Карл Густав Юнг ставит направление движения либидо (психической энергии).

Согласно К.Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности либидо (жизненной энергии) человека на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни, операции с реальными внешними объектами, а интроверт предпочитает погружения в мир воображения и размышлений.

Экстраверт направлен на растрачивание собственной энергии, движение её по направлению к окружающим объектам, интроверт — на накопление, движение энергии во внутренний мир.

Экстраверсия/интроверсия по Айзенку

Ганс Юрген Айзенк дал свое видение и определение эстраверсии, отличное как от понятия, введенного Карлом Юнгом, так и от распространенного в психиатрии Карлом Леонгардом. По Айзенку,

  • Типичный экстраверт — личность общительная, направленная на развитие контактов вовне, широкий круг знакомств. Добродушен, весел, беззаботен и оптимистичен. Для него типична импульсивность, вспыльчивость, действия под действием момента. предпочитает действовать, имеет склонность к аггрессивности. Оптимистичен, строгий контроль поступков не проявляет, склонен к риску;
  • Типичный интроверт — человек спокойный, застенчивый, склонный к самоанализу, даже замкнутый. сдержан, отдалён от всех, кроме близких людей. Серьёзно относится к принятию решений, склонен планировать и обдумывать действия заранее, а не отдаваться внезапным побуждениям. Любит порядок во всём, высоко ценит моральные нормы. Свои чувства контролирует, его сложно вывести из себя. Склонен к пессимизму.


В соционике понятие экстраверсия - интроверсия базируется на опредении Юнга, а не Айзенка!


Понятие экстраверсии - интроверсии у Аушры Аугустинавичюте

Аугустинавичюте вводит понятие "интротим" и "экстратим", базируясь на определениях Юнга:

Юнговские термины "экстравертированный - интровертированный" мы заменили на ныне распространённые экстраверт - интроверт, хотя считаем, что более подходящими были бы термины экстратим - интротим, сделанные по аналогии с кречмеровскими терминами шизотим - циклотим, потому что после работ Айзенка, согласно тестам которого распространилась тенденция каждого общительного человека называть экстравертом, а каждого замкнутого - интровертом, эти термины стали двусмысленными.

Аушра Аугустинавичюте "Дуальная природа человека"

Аушра пробовала связать экстраверсию и интроверсию с полушарной асимметрией головного мозга. Так, в "Дуальной природе человека" она пишет:

Активным полушарием экстраверта всегда является правое полушарие, активным полушарием интроверта - левое полушарие.

Аушра Аугустинавичюте "Дуальная природа человека"

Однако нужно понимать, что эта гипотеза не была проверена Аушрой экспериментально, а кроме того, в той же "Дуальной природе" полушарная асимметрия связывается также с шизотимностью/циклотимностью.

В "Письмах и заметках" [1] Аушра подробно рассматривает вопрос экстраверсии и интроверсии, эволюцию собственных взглядов и сравнивает свои определения и Юнга.

Понятие экстраверсии - интроверсии в Школе гуманитарной соционики Виктора Гуленко

Семантическое ядро признака - Энергозатратность/энергоэкономность.

ИНТРОВЕРСИЯ — пассивная, но энергоэкономная и защитная установка психики, ведущая к освоению и углублению уже имеющегося.
ЭКСТРАВЕРСИЯ — активная, но энергозатратная установка психики, ведущая к расширению, экспансии.

Тыщенко В.П., Гуленко В. Юнг в школе

Примечания

  1. Cм. двухтомник, том 2, страницы 239-244

Ссылки