Участник:Dmytro Medvedev/ШГС — различия между версиями

Материал из Zanoza
Перейти к: навигация, поиск
(Модель G: первый подход)
(Интертипные отношения, дуальность: еще не закончил. но надо бежать)
Строка 139: Строка 139:
  
 
=== Интертипные отношения, дуальность ===
 
=== Интертипные отношения, дуальность ===
Гуманитарная соционика постулирует относительность качества интертипных отношений - в зависимости от дистанции, цели и т.д. одни и те же ИО могут быть как благоприятными, так и вредными. Это означает что для разных задач оптимальными будут разные ИО, а так же и то, что при соблюдении определенных правил можно существенно повысить комфортности отношений. Например дуальные отношения хороши для семейной жизни но плохи для работы, так как расслабляют.
+
В гуманитарной соционике используются названия интертипных отношений (ИО) предложенных Аушрой, но семантика некоторых из них значительно переработанна. Например считается что отношение Активации в первое время действительно активирует партнеров, но в последствии происходит "перегрев" вплоть до "де-активации". В описании Аушры отношения активации просто "наиболее оптимальные для любого общего дела отношение поддержки, защиты и активации" <ref>Аугустинавичюте А. ТЕОРИЯ ИНТЕРТИПНЫХ ОТНОШЕНИЙ http://socionic.info/download/intertyp-new.pdf</ref>
 +
 
 +
Cчитается что нет однозначно хороших или однозначно плохих ИО, одни и те же ИО могут быть как хорошими так и плохими в зависимости от контекста. Для разных задач оптимальными будут разные ИО. Например дуальные отношения хороши для семейной жизни но плохи для работы, так как расслабляют.
 +
 
 +
Такой подход означает что при соблюдении определенных правил можно существенно повысить комфортность любых отношений.  
 +
 
 +
{{Q|Дуальность - это противоположности, которые чередуются. Если они не будут чередоваться они будут конфликтовать.|source=Виктор Гуленко}}
 +
 
 +
Отдельно стоит сказать о дульных отношениях. Они сильно "романтизированны" в современной <ref>На момент 2017 года</ref> соционике. Гуманитарная соционика рассматривает дуальные отношения как отношения диалектические, где постоянно присутствует борьба противоположностей, ведь у дуалов три юнгианские дихотомии разные и только одна совпадает. У дуалов периодически возникают и решаются противоречия. Дуальные отношения рассматриваются как отношения без явного лидера, дуалы должны научиться передавать лидерство друг другу. На дальней дистанции, в социуме лидирует экстраверт, а на близкой дистанции, дома лидерство переходит к интроверту. И только со временем, пройдя притирку, дуалы начинают ценить друг друга. Дуальные отношения подходят для людей которые настроены на работу над собой, на принятие противоположного взгляда на мир. Часто это происходит во второй половине жизни. Дуальные отношения практически никогда не устанавливаются с "первого взгляда", для того, что бы они установились дуалы должны помочь друг другу по своим сильным функциям и таким образом показать на деле свою полезность.
 +
 
 +
Видео про дуальные отношения:
 +
https://www.youtube.com/watch?v=mhLodMZcjxc
 +
https://www.youtube.com/watch?v=OWDu2sdIM44
 +
 
 +
Шкалы комфортности интертипных отношений
 +
https://socioniks.net/article/?id=102
 +
 
 +
Бинарные признаки интертипных отношений.
 +
В.В. Гуленко, Киев, 07. 01. 1995.
 +
Опубликовано: «Соционика, ментология и психология личности», 1996, № 3.
 +
http://www.socioniko.net/ru/articles/binary.html
 +
 
 +
Гуманитарная соционика Виктора Гуленко
 +
https://www.youtube.com/channel/UCUGbtiAfsySYzk38Z2Dp5pA
 +
 
 +
Юрий Галун
 +
https://www.youtube.com/channel/UCNRDWoTrJLS2bemFs2EY6cw/videos
  
 
=== Диагностика социотипа ===
 
=== Диагностика социотипа ===

Версия 18:30, 28 ноября 2017


ВНИМАНИЕ ! Эта версия статьи находится в работе.

Школа Гуманитарной Соционики (ШГС)
Gulenko school.png
Коллектив * Гуленко, Виктор
Теоретический базис школы

Создана в 1993 году Виктором Гуленко.

В разное время Школа носила разные имена (школа Гуленко, школа этической соционики), нынешняя форма названия (Школа Гуманитарной Соционики) утвердилась только примерно в 2003-м году и именно под этим названием стала широко известна.

Одним из наиболее известных проектов ШГС является проект соционический индекс цитируемости.

«

К настоящему времени просто соционики уже нет. Она разделилась на два направления - информационную и гуманитарную подобно тому, как интеллект поначалу исследовали как IQ, а теперь и как EQ. Гуманитарная соционика работает в рамках энергетической, а не информационной парадигмы.

»
— Виктор Гуленко https://socionics.jimdo.com/

Коллектив школы

В состав Школы входят:

Сайты школы

До 2006 года ШГС не имела официального сайта (роль полномочного представителя Школы выполнял Дмитрий Павлов).

В феврале 2002 года Юрий Стебельский создал сайт http://socionics.kiev.ua, посвящённый школе Виктора Гуленко. C 4 апреля 2006 года этот сайт был официальным сайтом ШГС. В 2017 году этот сайт перестал работать.

В июне 2010 был зарегистрирован домен http://socioniks.net, на котором позднее открылся новый официальный сайт ШГС, который является таковым и сейчас (2017).

В мае 2011 была создана Facebook страничка ШГС https://www.facebook.com/humanitarian.socionics/ В 2017 году она насчитывала 600 подписчиков.

Еще один сайт, на который ссылается Facebook страничка ШГС - https://socionics.jimdo.com/.

Платформа гуманитарной соционики [1]

Миссия (надцель) соционики – стать научным мировоззрением цивилизованного общества периода четвёртой квадры (общество 4 квадры – зрелое общество с высокоразвитыми, но не разрушающими экологию силами и гуманно-трудовыми ценностями, кооперация в котором преобладает над конкуренцией). Современный мир стареет, движется к 4 квадре.
Главная научная задача соционики – прогнозирование поведения людей и их групп в различных ситуациях и условиях среды.
Главная прикладная задача соционики – разработка методик по созданию рабочих групп под конкретную задачу, условия и пр.

Принципы гуманитарной соционики

  1. Соционика наука гуманитарная а не точная (мягкие, вероятностные системы).
  2. Многоуровневая модель психики (подтипы, субличности, разные уровни рассмотрения и пр.).
  3. Принцип интерактивности – не зная среды нельзя знать, как тип будет себя вести и пр.
  4. Основной акцент – поведение. Изучается не что человек сам о себе говорит, а что и как он делает.
  5. Коммуникативное пространство (близкая/далёкая дистанция общения, в школе и дома и пр.).
  6. Принцип относительности. Нет монополии на абсолютную истину. Всегда существует равнозначное логическое объяснение. Нет крайностей («модельный кретинизм» или отношенческий фатализм).
  7. Использование аналогий и образных сравнений, стимулирующих мысленный эксперимент и мозговой штурм.
  8. Принцип междисциплинарной открытости (заимствуются удачные методы, стремление к синтезу, открытость к диалогу с другими науками).

Теоретический базис ШГС

Основная статья: Школа гуманитарной соционики/Теоретический базис школы

Школа Гуманитарной Соционики имеет весьма обширный теоретический базис и большое количество теоретических наработок в соционике, являясь одной из наиболее плодовитых в этом отношении соционических школ.

Названия (имена) типов

В 1989 Гуленко предложил систему мотивированных функционально-ролевых названий типов, вместо псевдонимов предложенных Аушрой. Функциональные названия подчёркивают социальную роль человека - носителя соответствующего типа в социуме. Например: "Гуманист" - несёт идею примирения людей, призвание "Искателя" - делать открытия, "Инспектора" - поддерживать систему в порядке и т. д. Однако названия не следует понимать буквально: например, неправильно полагать, что каждый "Критик" все без разбору критикует (равно как и считать, что каждый "Робеспьер" в душе беспощадный диктатор)

Позиция Гуленко последовательна: начиная с 1995 года во всех работах Гуленко использует только мотивированные названия типов в рамках функционально-ролевой системы. Более того, не меняется и его отношение к системе псевдонимов Аушры – в ней он видит одну из главных проблем соционики, особенно при налаживании контактов с представителями официальной психологии.[2].

Запись функций латинскими буквами [3]

Аушра для обозначения аспектов и функций выбрала графические изображения (их предложил её знакомый и участник первых соционических семинаров А.Варанавичюс)

В таком подходе есть ряд минусов:

  • графические изображения тяжело использовать в электронном тексте, приходится устанавливать специальный шрифт или пользоваться графическими файлами
  • неудобство проявляется как в написании (необходимость рисовать геометрические фигуры), так и в произношении
  • в современной научной символике графические обозначения не приняты. Большинство наук используют латинский, и в какой-то мере, греческий, алфавит для обозначений основных величин. Приведу несколько примеров: из химии: элементы и их соединения (Ag, Se, CO2); из физики: физические величины – энергия (E), сила (F), масса (m), время (t), скорость (v); из биологии: последовательности ДНК и РНК (-A-G-C-T-), а также аминокислотные последовательности в белках (-Arg-Lys-Pro-Val-Cys-).

В отличие от графических изображений Аушры, Гуленко предлагает в качестве обозначений латинские буквы, которые очевидно, лишены вышеупомянутых недостатков:

  • они одинаково удобны и в написании,
  • и в произношении,
  • и в компьютерном наборе (ведь любой компьютер по умолчанию содержит шрифты латиницы).
  • кроме того, использование латинских букв лежит полностью в духе научной традиции (как, например, в физике, химии и биологии).
  • и, наконец, выбор именно латинских букв дает "зеленый свет" для взаимодействия с иностранными коллегами на одном языке.

Гуленко предложил следующие обозначения функций:

  • Е - "Этика эмоций" от лат. слова "Emoveo" - волную, колеблю.
  • R - "Этика отношений" от лат. слова "Relatio" - отношение.
  • Р - "Деловая логика" от лат. слова "Profiteor" - совершаю полезные действия.
  • L - "Структурная логика" от лат. слова "Logos" - закономерность, правило.
  • S - "Сенсорика комфорта" от лат. слова "Sensus" - ощущение.
  • F - "Силовая сенсорика" от лат. слова "Factor" - воздействующий, влияющий.
  • Т - "Интуиция времени" от лат. слова "Tempus" - время.
  • I - "Интуиция возможностей" от лат. слова "Intueor" - усматриваю, проникаю взором.

Более того, этим буквам можно сопоставить слова из английского языка, который является общепризнанным стандартом научного общения – Emotion, Relation, Practice, Law/Logic, Sense, Force, Time, Intuition (замечание Д. Лытова). По мнению Д. Павлова, мотивированность здесь существенно выше.

Некоторые символьные обозначения Гуленко могут быть перепутаны с символами типологии Майерс-Бриггс (MBTI) и темпераментной теории Кирси. Так, в частности, в этих типологиях символ "E" означает "Extraverted", "I" – "Introverted", "S" – "Sensing", "T" – "Thinking", "F" – "Feeling", "P" – " Perceiving". Как видно, не пересекаются лишь два символа. Однако, Д. Павлов считает, что вероятность путаницы достаточно мала, прежде всего потому, что символы используются в контексте, а не сами по себе, причем контексты вряд ли могут быть смешаны.

Энергетическая составляющая психики

Классическая соционика делает акцент на информационном метаболизме (ИМ) т.е. на том, как человек воспринимает и обрабатывает информацию, принимает решения и выдает обработанную информацию. Гуманитарная соционика делает акцент на энергетическом метаболизме (ЭМ) т.е. на том, что человек делает, на какие действия у него хватает энергии, на его поведение, а не на то что он говорит.

Наверняка все замечали, и по другим и по себе, что слова достаточно часто расходятся с делом. Гуманитарная соционика объясняет это тем, что информационно сильная функция является энергетически слабой (в Модели G). Например Предприниматель и Администратор (P в энергомаксимуме, а L в энергоминимуме в Модели G), на словах, озабоченны соблюдением правил, следованию инструкциям, соблюдением порядка а на деле не задумываясь нарушают любые правила ради выгоды. В свою очередь Аналитик и Инспектор (L в энергомаксимуме, а P в энергоминимуме в Модели G) на словах озабоченны вопросами ведения бизнеса, заработка денег, эффективности, но на деле "залипают" в анализе ситуации и часто даже не начинают действовать.

Можно провести аналогию с тем, что интеллект поначалу исследовали как IQ (умственное развитие), а теперь и как EQ (эмоциональный интеллект)

Психологическая дистанция [4]

В Гуманитарной соционике различают две психологические дистанции: дальнюю и ближнюю.

  • При взаимодействии на далекой дистанции люди разделены существенным расстоянием, их общение во многом подвержено сознательному и социальному контролю. Такая дистанция обычно возникает между незнакомыми людьми или в группах более восьми человек.
  • Близкая дистанция означает, что общение протекает при тесном соприкосновении в пространстве и отличается спонтанностью (большей степенью влияния бессознательного). Эта дистанция наиболее характерна для групп численностью до восьми человек, особенно если они хорошо знают друг друга.

Модель G, Энергомодель Гуленко [5]

В Гуманитарной соционике, как основная, используется энергетическая модель психики - Модель G предложенная Гуленко в 1995 году. Энергетическая модель а не отменяет Модель А, а дополняет её до единой модели энергоинформационного метаболизма (ЭИМ).

Устройство Модели G :

  • Функции социотипа расположены в два ряда, верхний ряд - дальняя дистанция, а нижний близкая. У экстравертов на дальной дистанции находятся все экстравертные функции, а на близкой дистанции все интровертные, у интровертов, соответственно наоборот.
  • В ряду функции расположены по убыванию их энергетичности, слева самая сильная функция, а справа самая слабая.

Подтипы, многослойная структура психики

ШГС принято считать, что психика человека состоит из следующих слоев:

  1. Социотип - глубинное ядро психики. Постоянен на протяжении всей жизни. Его тяжелее всего «увидеть» так как он скрыт под следующими слоями психики
  2. Подтип – средний, относительно устойчивый слой психики. Он может меняться в течении жизни, под воздействием сильных жизненных потрясений и сохраняется на периоды в десятки лет. Проявляется как склонность человека играть/занимать? определённую роль в группе. Подтип бывает:
    1. Доминантный (D) - активная деятельность по достижению поставленных целей, в которую вовлекаются все возможные ресурсы. Лидер группы.
    2. Креативный (C) - нестандартное восприятие ситуаций, привнесение нового, что дает возможность группе развиваться. Генератор идей.
    3. Нормирующий (N) - выявление, установление и поддержание норм и правил. Доводчик, выполняет большинство работы в группе.
    4. Гармонизирующий (H) – предпочитает оставаться в стороне и наблюдать, вмешивается в ситуацию только тогда, когда нарушена ее гармония. Если повлиять не удалось дистанцируется от ситуации физически и психологически. Корректор, обратная связь.
  3. Акцентуация – самый «мягкий» и подвижный слой психики. Усиление одной из психических функций. Как правило не очень адекватное поведение по этой функции. Существует пока он необходим для приспособления к текущей среде.


Таким образом, полный социотип записывается как: <Тип> - <Подтип> - <Акцентуация>

Интертипные отношения, дуальность

В гуманитарной соционике используются названия интертипных отношений (ИО) предложенных Аушрой, но семантика некоторых из них значительно переработанна. Например считается что отношение Активации в первое время действительно активирует партнеров, но в последствии происходит "перегрев" вплоть до "де-активации". В описании Аушры отношения активации просто "наиболее оптимальные для любого общего дела отношение поддержки, защиты и активации" [6]

Cчитается что нет однозначно хороших или однозначно плохих ИО, одни и те же ИО могут быть как хорошими так и плохими в зависимости от контекста. Для разных задач оптимальными будут разные ИО. Например дуальные отношения хороши для семейной жизни но плохи для работы, так как расслабляют.

Такой подход означает что при соблюдении определенных правил можно существенно повысить комфортность любых отношений.

«

Дуальность - это противоположности, которые чередуются. Если они не будут чередоваться они будут конфликтовать.

»
— Виктор Гуленко

Отдельно стоит сказать о дульных отношениях. Они сильно "романтизированны" в современной [7] соционике. Гуманитарная соционика рассматривает дуальные отношения как отношения диалектические, где постоянно присутствует борьба противоположностей, ведь у дуалов три юнгианские дихотомии разные и только одна совпадает. У дуалов периодически возникают и решаются противоречия. Дуальные отношения рассматриваются как отношения без явного лидера, дуалы должны научиться передавать лидерство друг другу. На дальней дистанции, в социуме лидирует экстраверт, а на близкой дистанции, дома лидерство переходит к интроверту. И только со временем, пройдя притирку, дуалы начинают ценить друг друга. Дуальные отношения подходят для людей которые настроены на работу над собой, на принятие противоположного взгляда на мир. Часто это происходит во второй половине жизни. Дуальные отношения практически никогда не устанавливаются с "первого взгляда", для того, что бы они установились дуалы должны помочь друг другу по своим сильным функциям и таким образом показать на деле свою полезность.

Видео про дуальные отношения: https://www.youtube.com/watch?v=mhLodMZcjxc https://www.youtube.com/watch?v=OWDu2sdIM44

Шкалы комфортности интертипных отношений https://socioniks.net/article/?id=102

Бинарные признаки интертипных отношений. В.В. Гуленко, Киев, 07. 01. 1995. Опубликовано: «Соционика, ментология и психология личности», 1996, № 3. http://www.socioniko.net/ru/articles/binary.html

Гуманитарная соционика Виктора Гуленко https://www.youtube.com/channel/UCUGbtiAfsySYzk38Z2Dp5pA

Юрий Галун https://www.youtube.com/channel/UCNRDWoTrJLS2bemFs2EY6cw/videos

Диагностика социотипа

http://uchoniyartist.blogspot.com/2013/12/FAQ-SOCIODIAGNOSTICA.html

пересмотреть

Темпераменты

Темпераменты – образуются комбинацией двух дихотомий: Экстра-Интроверсия и Рацио-Иррациональность. Важную роль в понимании темперамента играет дихотомия Статика-Динамика. Статика дает психике - уравновешенность, стабильность, а Динамика наоборот - возбудимость, тревожность.  

  • Линейно-Напористый, Холерик (Экстраверт+Рационал, Динамик) Самые энергичные, вспыльчивые люди, постоянная высокая активность до «полного истощения» и только потом отдых. Зацикленность на одном. Частая смена настроения.
  • Гибко-Разворотливый, Сангвиник (Экстраверт+Иррационал, Статик) Энергичность сочетается с умением быстро менять направление воздействия, хорошо ориентируются в экстремальных ситуациях. Легко переходят от возбужденного состояния в расслабленное.
  • Уравновешенно-Стабильный, Флегматик (Интроверт+Рационал, Статик) Низкая энергичность, но зато размеренная и надёжная работоспособность. Стабильное эмоциональное состояние, настроение не меняется в течении дня. Высокий уровень самоконтроля.
  • Восприимчиво-Адаптивный (Интроверт+Иррационал, Динамик) Умеют приспособиться под окружающие условия существования с минимальными энергозатратами. Малоактивный, зависящий от изменяющихся внутренних ритмов режим работы, но тонко чувствуют, когда нужно проявить ситуативную активность. Высокая чувствительность и впечатлительность, приводящая к частым перепадам настроения.


Примечания

  1. https://tormerys.livejournal.com/6046.html Платформа гуманитарной соционики
  2. Дмитрий Павлов - Название имеет значение
  3. Дмитрий Павлов - Название имеет значение
  4. https://socioniks.net/article/?id=14
  5. https://socioniks.net/article/?id=113
  6. Аугустинавичюте А. ТЕОРИЯ ИНТЕРТИПНЫХ ОТНОШЕНИЙ http://socionic.info/download/intertyp-new.pdf
  7. На момент 2017 года

Ссылки

YouTube каналы