Участник:Dmytro Medvedev/ШГС — различия между версиями

Материал из Zanoza
Перейти к: навигация, поиск
(Интертипные отношения, дуальность)
(Психологическая дистанция)
Строка 113: Строка 113:
 
Можно провести аналогию с тем, что интеллект поначалу исследовали как IQ (умственное развитие), а теперь и как EQ (эмоциональный интеллект)
 
Можно провести аналогию с тем, что интеллект поначалу исследовали как IQ (умственное развитие), а теперь и как EQ (эмоциональный интеллект)
  
=== Психологическая дистанция ===
+
=== Психологическая дистанция <ref>https://socioniks.net/article/?id=14</ref>===
При взаимодействии на далекой дистанции люди разделены существенным расстоянием, их общение во многом подвержено сознательному и социальному контролю. Такая дистанция обычно возникает между незнакомыми людьми или в группах более восьми человек. Близкая дистанция означает, что общение протекает при тесном соприкосновении в пространстве и отличается спонтанностью (большей степенью влияния бессознательного). Эта дистанция наиболее характерна для групп численностью до восьми человек, особенно если они хорошо знают друг друга.
+
В Гуманитарной соционике различают две психологические дистанции: дальнюю и ближнюю.
 +
* При взаимодействии на далекой дистанции люди разделены существенным расстоянием, их общение во многом подвержено сознательному и социальному контролю. Такая дистанция обычно возникает между незнакомыми людьми или в группах более восьми человек.  
 +
* Близкая дистанция означает, что общение протекает при тесном соприкосновении в пространстве и отличается спонтанностью (большей степенью влияния бессознательного). Эта дистанция наиболее характерна для групп численностью до восьми человек, особенно если они хорошо знают друг друга.
  
 
=== Модель G ===
 
=== Модель G ===

Версия 17:57, 27 ноября 2017


ВНИМАНИЕ ! Эта версия статьи находится в работе.

Школа Гуманитарной Соционики (ШГС)
Gulenko school.png
Коллектив * Гуленко, Виктор
Теоретический базис школы

Создана в 1993 году Виктором Гуленко.

В разное время Школа носила разные имена (школа Гуленко, школа этической соционики), нынешняя форма названия (Школа Гуманитарной Соционики) утвердилась только примерно в 2003-м году и именно под этим названием стала широко известна.

Одним из наиболее известных проектов ШГС является проект соционический индекс цитируемости.

«

К настоящему времени просто соционики уже нет. Она разделилась на два направления - информационную и гуманитарную подобно тому, как интеллект поначалу исследовали как IQ, а теперь и как EQ. Гуманитарная соционика работает в рамках энергетической, а не информационной парадигмы.

»
— Виктор Гуленко https://socionics.jimdo.com/

Коллектив школы

В состав Школы входят:

Сайты школы

До 2006 года ШГС не имела официального сайта (роль полномочного представителя Школы выполнял Дмитрий Павлов).

В феврале 2002 года Юрий Стебельский создал сайт http://socionics.kiev.ua, посвящённый школе Виктора Гуленко. C 4 апреля 2006 года этот сайт был официальным сайтом ШГС. В 2017 году этот сайт перестал работать.

В июне 2010 был зарегистрирован домен http://socioniks.net, на котором позднее открылся новый официальный сайт ШГС, который является таковым и сейчас (2017).

В мае 2011 была создана Facebook страничка ШГС https://www.facebook.com/humanitarian.socionics/ В 2017 году она насчитывала 600 подписчиков.

Еще один сайт, на который ссылается Facebook страничка ШГС - https://socionics.jimdo.com/.

Платформа гуманитарной соционики [1]

Миссия (надцель) соционики – стать научным мировоззрением цивилизованного общества периода четвёртой квадры (общество 4 квадры – зрелое общество с высокоразвитыми, но не разрушающими экологию силами и гуманно-трудовыми ценностями, кооперация в котором преобладает над конкуренцией). Современный мир стареет, движется к 4 квадре.
Главная научная задача соционики – прогнозирование поведения людей и их групп в различных ситуациях и условиях среды.
Главная прикладная задача соционики – разработка методик по созданию рабочих групп под конкретную задачу, условия и пр.

Принципы гуманитарной соционики

  1. Соционика наука гуманитарная а не точная (мягкие, вероятностные системы).
  2. Многоуровневая модель психики (подтипы, субличности, разные уровни рассмотрения и пр.).
  3. Принцип интерактивности – не зная среды нельзя знать, как тип будет себя вести и пр.
  4. Основной акцент – поведение. Изучается не что человек сам о себе говорит, а что и как он делает.
  5. Коммуникативное пространство (близкая/далёкая дистанция общения, в школе и дома и пр.).
  6. Принцип относительности. Нет монополии на абсолютную истину. Всегда существует равнозначное логическое объяснение. Нет крайностей («модельный кретинизм» или отношенческий фатализм).
  7. Использование аналогий и образных сравнений, стимулирующих мысленный эксперимент и мозговой штурм.
  8. Принцип междисциплинарной открытости (заимствуются удачные методы, стремление к синтезу, открытость к диалогу с другими науками).

Теоретический базис ШГС

Основная статья: Школа гуманитарной соционики/Теоретический базис школы

Школа Гуманитарной Соционики имеет весьма обширный теоретический базис и большое количество теоретических наработок в соционике, являясь одной из наиболее плодовитых в этом отношении соционических школ.

Названия (имена) типов

В 1989 Гуленко предложил систему мотивированных функционально-ролевых названий типов, вместо псевдонимов предложенных Аушрой. Функциональные названия подчёркивают социальную роль человека - носителя соответствующего типа в социуме. Например: "Гуманист" - несёт идею примирения людей, призвание "Искателя" - делать открытия, "Инспектора" - поддерживать систему в порядке и т. д. Однако названия не следует понимать буквально: например, неправильно полагать, что каждый "Критик" все без разбору критикует (равно как и считать, что каждый "Робеспьер" в душе беспощадный диктатор)

Позиция Гуленко последовательна: начиная с 1995 года во всех работах Гуленко использует только мотивированные названия типов в рамках функционально-ролевой системы. Более того, не меняется и его отношение к системе псевдонимов Аушры – в ней он видит одну из главных проблем соционики, особенно при налаживании контактов с представителями официальной психологии.[2].

Запись функций латинскими буквами [3]

Аушра для обозначения аспектов и функций выбрала графические изображения (их предложил её знакомый и участник первых соционических семинаров А.Варанавичюс)

В таком подходе есть ряд минусов:

  • графические изображения тяжело использовать в электронном тексте, приходится устанавливать специальный шрифт или пользоваться графическими файлами
  • неудобство проявляется как в написании (необходимость рисовать геометрические фигуры), так и в произношении
  • в современной научной символике графические обозначения не приняты. Большинство наук используют латинский, и в какой-то мере, греческий, алфавит для обозначений основных величин. Приведу несколько примеров: из химии: элементы и их соединения (Ag, Se, CO2); из физики: физические величины – энергия (E), сила (F), масса (m), время (t), скорость (v); из биологии: последовательности ДНК и РНК (-A-G-C-T-), а также аминокислотные последовательности в белках (-Arg-Lys-Pro-Val-Cys-).

В отличие от графических изображений Аушры, Гуленко предлагает в качестве обозначений латинские буквы, которые очевидно, лишены вышеупомянутых недостатков:

  • они одинаково удобны и в написании,
  • и в произношении,
  • и в компьютерном наборе (ведь любой компьютер по умолчанию содержит шрифты латиницы).
  • кроме того, использование латинских букв лежит полностью в духе научной традиции (как, например, в физике, химии и биологии).
  • и, наконец, выбор именно латинских букв дает "зеленый свет" для взаимодействия с иностранными коллегами на одном языке.

Гуленко предложил следующие обозначения функций:

  • Е - "Этика эмоций" от лат. слова "Emoveo" - волную, колеблю.
  • R - "Этика отношений" от лат. слова "Relatio" - отношение.
  • Р - "Деловая логика" от лат. слова "Profiteor" - совершаю полезные действия.
  • L - "Структурная логика" от лат. слова "Logos" - закономерность, правило.
  • S - "Сенсорика комфорта" от лат. слова "Sensus" - ощущение.
  • F - "Силовая сенсорика" от лат. слова "Factor" - воздействующий, влияющий.
  • Т - "Интуиция времени" от лат. слова "Tempus" - время.
  • I - "Интуиция возможностей" от лат. слова "Intueor" - усматриваю, проникаю взором.

Более того, этим буквам можно сопоставить слова из английского языка, который является общепризнанным стандартом научного общения – Emotion, Relation, Practice, Law/Logic, Sense, Force, Time, Intuition (замечание Д. Лытова). По мнению Д. Павлова, мотивированность здесь существенно выше.

Некоторые символьные обозначения Гуленко могут быть перепутаны с символами типологии Майерс-Бриггс (MBTI) и темпераментной теории Кирси. Так, в частности, в этих типологиях символ "E" означает "Extraverted", "I" – "Introverted", "S" – "Sensing", "T" – "Thinking", "F" – "Feeling", "P" – " Perceiving". Как видно, не пересекаются лишь два символа. Однако, Д. Павлов считает, что вероятность путаницы достаточно мала, прежде всего потому, что символы используются в контексте, а не сами по себе, причем контексты вряд ли могут быть смешаны.

Энергетическая составляющая психики

Классическая соционика делает акцент на информационном метаболизме (ИМ) т.е. на том, как человек воспринимает и обрабатывает информацию, принимает решения и выдает обработанную информацию. Гуманитарная соционика делает акцент на энергетическом метаболизме (ЭМ) т.е. на том, что человек делает, на какие действия у него хватает энергии, на его поведение, а не на то что он говорит.

Наверняка все замечали, и по другим и по себе, что слова достаточно часто расходятся с делом. Гуманитарная соционика объясняет это тем, что информационно сильная функция является энергетически слабой (в Модели G). Например Предприниматель и Администратор (P в энергомаксимуме, а L в энергоминимуме в Модели G), на словах, озабоченны соблюдением правил, следованию инструкциям, соблюдением порядка а на деле не задумываясь нарушают любые правила ради выгоды. В свою очередь Аналитик и Инспектор (L в энергомаксимуме, а P в энергоминимуме в Модели G) на словах озабоченны вопросами ведения бизнеса, заработка денег, эффективности, но на деле "залипают" в анализе ситуации и часто даже не начинают действовать.

Можно провести аналогию с тем, что интеллект поначалу исследовали как IQ (умственное развитие), а теперь и как EQ (эмоциональный интеллект)

Психологическая дистанция [4]

В Гуманитарной соционике различают две психологические дистанции: дальнюю и ближнюю.

  • При взаимодействии на далекой дистанции люди разделены существенным расстоянием, их общение во многом подвержено сознательному и социальному контролю. Такая дистанция обычно возникает между незнакомыми людьми или в группах более восьми человек.
  • Близкая дистанция означает, что общение протекает при тесном соприкосновении в пространстве и отличается спонтанностью (большей степенью влияния бессознательного). Эта дистанция наиболее характерна для групп численностью до восьми человек, особенно если они хорошо знают друг друга.

Модель G

Подтипы, многослойная структура психики

ШГС принято считать, что психика человека состоит из следующих слоев:

  1. Социотип - глубинное ядро психики. Постоянен на протяжении всей жизни. Его тяжелее всего «увидеть» так как он скрыт под следующими слоями психики
  2. Подтип – средний, относительно устойчивый слой психики. Он может меняться в течении жизни, под воздействием сильных жизненных потрясений и сохраняется на периоды в десятки лет. Проявляется как склонность человека играть/занимать? определённую роль в группе. Подтип бывает:
    1. Доминантный (D) - активная деятельность по достижению поставленных целей, в которую вовлекаются все возможные ресурсы. Лидер группы.
    2. Креативный (C) - нестандартное восприятие ситуаций, привнесение нового, что дает возможность группе развиваться. Генератор идей.
    3. Нормирующий (N) - выявление, установление и поддержание норм и правил. Доводчик, выполняет большинство работы в группе.
    4. Гармонизирующий (H) – предпочитает оставаться в стороне и наблюдать, вмешивается в ситуацию только тогда, когда нарушена ее гармония. Если повлиять не удалось дистанцируется от ситуации физически и психологически. Корректор, обратная связь.
  3. Акцентуация – самый «мягкий» и подвижный слой психики. Усиление одной из психических функций. Как правило не очень адекватное поведение по этой функции. Существует пока он необходим для приспособления к текущей среде.


Таким образом, полный социотип записывается как: <Тип> - <Подтип> - <Акцентуация>

Интертипные отношения, дуальность

Гуманитарная соционика постулирует относительность качества интертипных отношений - в зависимости от дистанции, цели и т.д. одни и те же ИО могут быть как благоприятными, так и вредными. Это означает что для разных задач оптимальными будут разные ИО, а так же и то, что при соблюдении определенных правил можно существенно повысить комфортности отношений. Например дуальные отношения хороши для семейной жизни но плохи для работы, так как расслабляют.

Диагностика социотипа

http://uchoniyartist.blogspot.com/2013/12/FAQ-SOCIODIAGNOSTICA.html

пересмотреть

Темпераменты

Темпераменты – образуются комбинацией двух дихотомий: Экстра-Интроверсия и Рацио-Иррациональность. Важную роль в понимании темперамента играет дихотомия Статика-Динамика. Статика дает психике - уравновешенность, стабильность, а Динамика наоборот - возбудимость, тревожность.  

  • Линейно-Напористый, Холерик (Экстраверт+Рационал, Динамик) Самые энергичные, вспыльчивые люди, постоянная высокая активность до «полного истощения» и только потом отдых. Зацикленность на одном. Частая смена настроения.
  • Гибко-Разворотливый, Сангвиник (Экстраверт+Иррационал, Статик) Энергичность сочетается с умением быстро менять направление воздействия, хорошо ориентируются в экстремальных ситуациях. Легко переходят от возбужденного состояния в расслабленное.
  • Уравновешенно-Стабильный, Флегматик (Интроверт+Рационал, Статик) Низкая энергичность, но зато размеренная и надёжная работоспособность. Стабильное эмоциональное состояние, настроение не меняется в течении дня. Высокий уровень самоконтроля.
  • Восприимчиво-Адаптивный (Интроверт+Иррационал, Динамик) Умеют приспособиться под окружающие условия существования с минимальными энергозатратами. Малоактивный, зависящий от изменяющихся внутренних ритмов режим работы, но тонко чувствуют, когда нужно проявить ситуативную активность. Высокая чувствительность и впечатлительность, приводящая к частым перепадам настроения.


Примечания

  1. https://tormerys.livejournal.com/6046.html Платформа гуманитарной соционики
  2. Дмитрий Павлов - Название имеет значение
  3. Дмитрий Павлов - Название имеет значение
  4. https://socioniks.net/article/?id=14

Ссылки

YouTube каналы