Аугустинавичюте, Аушра

Материал из Zanoza
Перейти к: навигация, поиск
Аушра Аугустинавичюте
Aushra.jpg
Карточка:Аугустинавичюте, Аушра
Типирования:Аугустинавичюте, Аушра
соционический индекс цитирования:
Аугустинавичюте, Аушра
Книги Аушра Аугустинавичюте



Аугустинавичюте Аушра - литовский экономист, социолог, создатель соционики. Псевдоним "Аугуста", при общении часто предлагала собеседникам называть ее просто по имени (Аушра), со временем это стало традицией.

Биография

Родилась 4 апреля 1928 в семье крупного литовского книгоиздателя. После войны и установления советской власти его издательство было конфисковано, однако ещё с детства, Аушре по её словам, были доступны все самые новые книги, и читать она любила.
В 1956 году закончила экономический факультет Вильнюсского университета по специальности финансист.
После окончания университета работала в Министерстве финансов Литовской ССР, преподавала политэкономию в учебных заведениях Вильнюса.
В 1968 году непродолжительное время была деканом факультета семейных исследований Вильнюсского университета.

Семья

О семье Аушры достоверно можно сказать немногое. Имя отца Аушры не установлено, вот что писала [1] сама Аушра в письме Лытову: "В Литве без отчества. В Литве боятся отчества как признака русофильства. И я боюсь, но уже как китайской, то есть никому не понятной формы вежливости."

У Аушры была сестра по имени Гедре, Аушра упоминает [2] "Я сама выросла при сестре конфликтёре".
Официально в браке не состояла или не стала менять девичью фамилию (на -те оканчиваются литовские девичьи фамилии, фамилии замужних женщин оканчиваются на -не: Аугустинавичене). Со слов Савелия Кашницкого[1] муж у Аушры был, звали его Леопольдас.

Достоверных сведений о семье Аушры нет. Сама Аушра говорила, что её муж был по психотипу Штирлиц, но каких-то дополнительных сведений на эту тему нет. Детей у нее не было, Аушра говорила, что они мешают настоящему исследователю. [2]

Последние годы

C 1996 года Аушра — научный консультант Международного института соционики и член редакционных коллегий издаваемых МИС журналов.

В 1990-е гг. в связи с ухудшающимся состоянием здоровья постепенно отошла от активной соционической деятельности, хотя периодически приезжала на конференции в Киеве, преподавала в Польском университете г. Вильнюса.

Последние годы жизни материальное положение Аушры было очень тяжелым. Сложное экономическое положение в Литве, небольшая пенсия, детей у неё видимо не было и помогать было некому.

Известно, что Татьяна Прокофьева на конференциях собирала деньги на помощь Аушре[3] и перенаправляла ей в Литву.
Умерла Аушра в 2005 году в возрасте 70 лет.

История появления соционики

В 1960-е стала Аушра одной из первых в СССР стала изучать социологию психологию бессознательного Фрейда и труды Юнга по типологии, что в конце 60-х - в начале 70-тых привело к идее создания соционики [4].

В 1978 году Аушра Аугустинавичюте пишет статью «Теория относительности эротических чувств» и выпускает в самиздате первую версию книги «Дуальная природа человека». В 1980 году публикует в литовском журнале «Mokslas ir technika» статью "Informacinio metabolismo modelis" (Модель информационного метаболизма), которая стала первой печатной публикацией по соционику. Работа вызвала довольно критичные отзывы со стороны литовских психологов. [5]

Не Аушрой единой

Вклад Аушры в соционики значительной мере был мифологизирован, вплоть до того, что можно встретить утверждения, что Аушра сама, в одиночку придумала всю соционику. На самом деле такое мнение является крайне сильным преувеличением. Витаутас Ляшкавичус придумал таблицу интертипных отношений. Николай Медведев внес крайне существенную роль в создание модели "А" и очень многие вещи, которые потом описаны были Аушрой. Значки элементов ИМ придумал Алоиз Варанавичюс. Аушра создала описания всего 7 типов из 16, первый сборник описаний всех типов составил Игорь Онуфриенко. Кроме того, соционика в изложении Аушры напоминала скорее черновой набросок, [6] чем законченную систему. Более-менее законченном виде соционика оформилась только в конце 80-х - начале 90-х годов, когда сама Аушра уже начала отходить от активной деятельности. Особенно существенный вклад в придании соционике формы целостной системы внесли Киевская и Вильнюсская школы.

Практика типирований

Аушра была одним из первых типировщиков, поэтому многие из типирований были впоследствии признаны другими известными социониками ошибочными.
В 2010 году на SSS на основе книжных публикаций был создан архив типирований Аушры, включающий 800 типирований пятиста человек.

Книги и статьи

Очень многие статьи ходили в ксерокопиях и перепечатках Полную библиографию смотри здесь: http://www.socioniko.net/ru/authors/augusta.html

В 1998 году в издательстве АСТ и Terra Fantastica выходит двухтомник Аушры (том 1 "Введение", том 2 "Психотипы. Тесты"), который представляет собой сборник под единой обложкой статей, которые ранее ходили в разрозненном виде в перепечатках. Составителем сборника статей был Леонид Филиппов, редактором статей - Юрий Дорожкин. Двухтомник не включал в себя работу "Теория признаков Рейнина".

В 2008 году издательство "Чёрная белка" выпустило два сборника статей Аушры: первый под названием "Социон", второй - под названием "Соционика". Второй сборник является наиболее полным собранием сочинений Аушры [7]

Примечания

  1. См. интервью с Савелием Кашницким: http://www.socionic.ru/index.php/2010-09-13-10-04-19/375-intervyussaveliemkashnickim
  2. Со слов В. Гуленко.
  3. И не только она: Карпенко, Ельяшевич и другие - см. http://web.archive.org/web/20030524080901/http://socioniko.narod.ru/ru/gazeta/2003-6/index.html
  4. Очень подробно историю развития собственных взглядов Аушра описывает в преамбуле к "Теории интертипных отношений", где показана эволюция идей после знакомства с трудами Юнга, Кречмера, Кемпинского.
  5. По мнению Дмитрия Лытова это могло частично объясняться несоответствием идеи о существовании существенных внеклассовых различий в личности с официальной идеологией, господствовавшей в Советском Союзе.
  6. Следует отметить, что сама Аушра свою работу именно так и воспринимала - как набор крайне спорных гипотез.
  7. В этом наиболее полном собрании всё же нет нескольких статей, которые являются обрывками или статьями на "несоционические" темы - см. комментарии Дмитрия Лытова

Ссылки