Соционическая мастерская
Мастерская - группа учеников, занимающихся у одного художника-педагога и так или иначе развивающих в своем искусстве его творческие методы |
Яндекс.Словари › Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру |
Соционическая мастерская - это исторически самая старейшая форма организаций в соционике.
Однако, несмотря на то, что форма это наиболее давняя - тем не менее нам неизвестно, чтобы эта форма организации кем-либо в околосоционических кругах рефлексировалась и тем более - была названа именно "мастерской".
Большинство толковых словарей, например, словарь Ожегова дают примерно такие определения слову мастерская:
МАСТЕРСКА́Я, -ой, ж.
- Небольшое производственное или ремонтное предприятие, а также (мн. ч.) промышленное ремонтное предприятие. М. ремесленника. Столярная, сапожная м. Авторемонтные мастерские.
- Помещение, в к-ром работает живописец или скульптор. М. художника.
- Часть цеха. Инструментальная м.
Тем не менее нас в рамках данной статьи интересует другое значение слова "мастерская" - то, которое используется в театральной среде: "мастерская - группа учеников, занимающихся у одного художника-педагога".
Ключевое в этом определении - фигура учителя в окружении своих учеников. Не просто "багетная мастерская" или "иконописная мастерская", но "Мастерская Петра Фоменко", "Литературная мастерская «Кипарисовый ларец» под руководством писательницы Ольги Татариновой" или "режиссёрский факультет ГИТИС - мастерская Марка Захарова".
Аналогично, говоря о соционической мастерской мы говорим в первую очередь именно о центральной фигуре мастерской - личности учителя. Поэтому каждую соционическую мастерскую мы будем называть по имени её лидера, скажем: соционическая мастерская Ефима Кривошеева, соционическая мастерская Ольги Тангеманн и так далее.
Первой соционической мастерской была мастерская самой Аушры Аугустинавичуюте. Среди первых учеников Аушры были Витаутас Ляшкявичус (автор таблицы интертипных отношений), Николай Медведев (один из соавторов модели "А") и другие. Многие из учеников этой мастерской основали впоследствии свои собственные соционические мастерские - Игорь Вайсбанд, Евгений Шепетько и другие.
Типичная соционическая мастерская образца 80-90тых годов - это сам основатель мастерской, у которого на квартире собирались несколько (5-6, реже до 10-15 человек) учеников. Некоторые соционики читали лекции (в том числе - не только в своём городе где жили, но и собирали залы в других городах бывшего Советского Союза), но основное занятие - это именно обучение основам соционики в небольших группах под руководством учителя.
Задачи соционической мастерской (даже если они никогда чётко и не артикулировались учителем) - это дать возможность заинтересовавшимся соционикой людям изучить её основы под руководством человека, который занимался изучением соционики достаточно долгое время.
По своей сути соционические мастерские имеют много общего с соционическими клубами, но также имеются и различия. Различия особенно хорошо видны на примере современных клубов и мастерских: в клубе могут на равных сосуществовать разные взгляды и соционические теории, зачастую даже противоречащие друг другу - в мастерской излагается более-менее непротиворечивая точка зрения одного человека. Сходство - в задачах организации, общем духе товарищества.
Коммерциализация школ
В последние годы соционические мастерские как правило преследуют коммерческие цели (хотя бы с целью прокормить руководителя мастерской, дать источник дохода - особенно в случае если иной деятельностью помимо соционики руководитель мастерской не занимается), имеют собственные сайты в сети интернет, зачастую оформлены как юридические лица (ООО либо ИП).
Школы
Некоторые из мастерских позднее оформились в полноценные соционические школы. Среди таких примеров можно отметить скажем Школу гуманитарной соционики. Однако число соционических школ на порядки меньше, чем число соционических мастерских - как бы ни пытались руководители некоторых мастерских заявить обратное.
Соционические гуру
Если на заре соционики (до 90тых годов XXI века) в мастерских руководители обычно соционику пересказывали, то позже в мастерских обычно излагалась авторское видение соционики руководителя мастерской. В первую очередь это было связано с личным авторитетом некоторых руководителей, которые за 3-7 лет проведённых за изучением соционики собирали некоторый непротиворечивый багаж из разношёрстного набора соционических гипотез (а до сих пор по сути ни одна гипотеза не доказана и лишь множится число новых гипотез) либо пытались скрестить соционику с другими науками (информатика, психология, астрология, таро) и выдавали это за своё новаторское прочтение соционики, исправление ошибок и т.п. Понятное стремление руководителей мастерских оградить своё авторское видение от критики (особенно в сочетании с некоторыми личностными особенностями) привели к возникновению феномена "гуру соционики" - твердолобых упрямых фанатиков невмеямыех и неготовых к конструктивному диалогу по существу.