Школа гуманитарной соционики/Теоретический базис школы

Материал из Zanoza
Версия от 16:13, 24 февраля 2020; Dmytro Medvedev (обсуждение | вклад) (Запись функций латинскими буквами)
Перейти к: навигация, поиск

Теоретический базис школы

Школа Гуманитарной Соционики имеет весьма обширный теоретический базис и большое количество теоретических наработок в соционике, являясь одной из наиболее плодовитых в этом отношении соционических школ.

Функционально-ролевые названия (имена) типов

В 1989 Гуленко предложил систему мотивированных функционально-ролевых названий типов, вместо псевдонимов предложенных Аушрой. Функциональные названия подчёркивают социальную роль человека - носителя соответствующего типа в социуме. Например: "Гуманист" - несёт идею примирения людей, призвание "Искателя" - делать открытия, "Инспектора" - поддерживать систему в порядке и т. д. Однако названия не следует понимать буквально: например, неправильно полагать, что каждый "Критик" все без разбору критикует (равно как и считать, что каждый "Робеспьер" в душе беспощадный диктатор)

Позиция Гуленко последовательна: начиная с 1995 года во всех работах Гуленко использует только мотивированные названия типов в рамках функционально-ролевой системы. Более того, не меняется и его отношение к системе псевдонимов Аушры – в ней он видит одну из главных проблем соционики, особенно при налаживании контактов с представителями официальной психологии.

Источник: "Павлов Д. Название имеет значение" https://socioniks.net/article/?id=237

Смотрите также: Обозначения типов информационного метаболизма

Запись функций латинскими буквами

Аушра для обозначения аспектов и функций выбрала графические изображения (их предложил её знакомый и участник первых соционических семинаров А.Варанавичюс)

В таком подходе есть ряд минусов:

  • графические изображения тяжело использовать в электронном тексте, приходится устанавливать специальный шрифт или пользоваться графическими файлами
  • неудобство проявляется как в написании (необходимость рисовать геометрические фигуры), так и в произношении
  • в современной научной символике графические обозначения не приняты. Большинство наук используют латинский, и в какой-то мере, греческий, алфавит для обозначений основных величин. Приведу несколько примеров: из химии: элементы и их соединения (Ag, Se, CO2); из физики: физические величины – энергия (E), сила (F), масса (m), время (t), скорость (v); из биологии: последовательности ДНК и РНК (-A-G-C-T-), а также аминокислотные последовательности в белках (-Arg-Lys-Pro-Val-Cys-).

В отличие от графических изображений Аушры, Гуленко предлагает в качестве обозначений латинские буквы, которые очевидно, лишены вышеупомянутых недостатков:

  • они одинаково удобны и в написании,
  • и в произношении,
  • и в компьютерном наборе (ведь любой компьютер по умолчанию содержит шрифты латиницы).
  • кроме того, использование латинских букв лежит полностью в духе научной традиции (как, например, в физике, химии и биологии).
  • и, наконец, выбор именно латинских букв дает "зеленый свет" для взаимодействия с иностранными коллегами на одном языке.

Гуленко предложил следующие обозначения функций:

  • Е - "Этика эмоций" от лат. слова "Emoveo" - волную, колеблю.
  • R - "Этика отношений" от лат. слова "Relatio" - отношение.
  • Р - "Деловая логика" от лат. слова "Profiteor" - совершаю полезные действия.
  • L - "Структурная логика" от лат. слова "Logos" - закономерность, правило.
  • S - "Сенсорика комфорта" от лат. слова "Sensus" - ощущение.
  • F - "Силовая сенсорика" от лат. слова "Factor" - воздействующий, влияющий.
  • Т - "Интуиция времени" от лат. слова "Tempus" - время.
  • I - "Интуиция возможностей" от лат. слова "Innovatio" - обновление. (вначале было от лат. слова "Intueor" - усматриваю, проникаю взором.)

Более того, этим буквам можно сопоставить слова из английского языка, который является общепризнанным стандартом научного общения – Emotion, Relation, Practice, Law/Logic, Sense, Force, Time, Intuition (замечание Д. Лытова). По мнению Д. Павлова, мотивированность здесь существенно выше.

Некоторые символьные обозначения Гуленко могут быть перепутаны с символами типологии Майерс-Бриггс (MBTI) и темпераментной теории Кирси. Так, в частности, в этих типологиях символ "E" означает "Extraverted", "I" – "Introverted", "S" – "Sensing", "T" – "Thinking", "F" – "Feeling", "P" – " Perceiving". Как видно, не пересекаются лишь два символа. Однако, Д. Павлов считает, что вероятность путаницы достаточно мала, прежде всего потому, что символы используются в контексте, а не сами по себе, причем контексты вряд ли могут быть смешаны.

Источник: "Павлов Д. Название имеет значение" https://socioniks.net/article/?id=237

Знаки психических функций в модели G

Каждая функция записывается со знаком плюс или минус, который соответствует дихотомии позитивизм (+) / негативизм (-).

Полное описание значения функций с учетом знака смотрите в статье Описание функций с учетом знаков соответствующих дихотомии позитивизм/негативизм.

Смотрите так же Знаки психических функций в модели А.

Энергетическая составляющая психики

Классическая соционика делает акцент на информационном метаболизме (ИМ) т.е. на том, как человек воспринимает и обрабатывает информацию, принимает решения и выдает обработанную информацию. Гуманитарная соционика делает акцент на энергетическом метаболизме (ЭМ) т.е. на том, что человек делает, на какие действия у него хватает энергии, на его поведение, а не на то что он говорит.

Наверняка все замечали, и по другим и по себе, что слова достаточно часто расходятся с делом. Гуманитарная соционика объясняет это тем, что информационно сильная функция является энергетически слабой (в Модели G). Например Предприниматель и Администратор (P в энергомаксимуме, а L в энергоминимуме в Модели G), на словах, озабоченны соблюдением правил, следованию инструкциям, соблюдением порядка а на деле не задумываясь нарушают любые правила ради выгоды. В свою очередь Аналитик и Инспектор (L в энергомаксимуме, а P в энергоминимуме в Модели G) на словах озабоченны вопросами ведения бизнеса, заработка денег, эффективности, но на деле "залипают" в анализе ситуации и часто даже не начинают действовать.

Можно провести аналогию с тем, что интеллект поначалу исследовали как IQ (умственное развитие), а теперь и как EQ (эмоциональный интеллект)

Психологическая дистанция

В Гуманитарной соционике различают две психологические дистанции: дальнюю и ближнюю.

  • При взаимодействии на далекой дистанции люди разделены существенным расстоянием, их общение во многом подвержено сознательному и социальному контролю. Такая дистанция обычно возникает между незнакомыми людьми или в группах более восьми человек.
  • Близкая дистанция означает, что общение протекает при тесном соприкосновении в пространстве и отличается спонтанностью (большей степенью влияния бессознательного). Эта дистанция наиболее характерна для групп численностью до восьми человек, особенно если они хорошо знают друг друга.

Источник: https://socioniks.net/article/?id=14

Модель G - энергомодель Гуленко

В Гуманитарной соционике, как основная, используется энергетическая модель психики - Модель G, которая была предложенная Гуленко в 1995 году. Энергетическая модель не отменяет Модель А, а дополняет её до единой модели энергоинформационного метаболизма (ЭИМ).

Подробно читайте в статье Модель G

Больше о Модели G на сайте ШГС - https://socioniks.net/article/?id=113

Модель G

Подтипы по системе DCNH, многослойная структура психики

ШГС принято считать, что психика человека состоит из следующих слоев:

  1. Социотип - глубинное ядро психики. Постоянен на протяжении всей жизни. Его тяжелее всего «увидеть» так как он скрыт под следующими слоями психики
  2. Подтип – средний, относительно устойчивый слой психики. Он может меняться в течении жизни, под воздействием сильных жизненных потрясений и сохраняется на периоды в десятки лет. Проявляется как склонность человека играть/занимать? определённую роль в группе. Подтип бывает:
    1. Доминантный (D) - активная деятельность по достижению поставленных целей, в которую вовлекаются все возможные ресурсы. Лидер группы. Усилены функции P и E.
    2. Креативный (C) - нестандартное восприятие ситуаций, привнесение нового, что дает возможность группе развиваться. Генератор идей. Усилены функции F и I.
    3. Нормирующий (N) - выявление, установление и поддержание норм и правил. Доводчик, выполняет большинство работы в группе. Усилены функции L и R.
    4. Гармонизирующий (H) – предпочитает оставаться в стороне и наблюдать, вмешивается в ситуацию только тогда, когда нарушена ее гармония. Если повлиять не удалось дистанцируется от ситуации физически и психологически. Корректор, обратная связь. Усилены функции S и T.
  3. Акцентуация – самый «мягкий» и подвижный слой психики. Усиление одной из психических функций. Как правило не очень адекватное поведение по этой функции. Существует пока он необходим для приспособления к текущей среде.

Таким образом, полный социотип записывается как: <Тип> - <Подтип> - <Акцентуация>

Подробнее здесь: https://socioniks.net/basicknowledge/#podtyp

Интертипные отношения, дуальность

В свое время Гуленко ввел два новых интертипных отношения: "обратный заказ" и "обратная ревизия", до этого было только 14 отношений.

В гуманитарной соционике используются названия интертипных отношений (ИО) предложенных Аушрой, но семантика некоторых из них значительно переработанна. Например считается что отношение Активации в первое время действительно активирует партнеров, но в последствии происходит "перегрев" вплоть до "де-активации". В описании Аушры отношения активации просто "наиболее оптимальные для любого общего дела отношение поддержки, защиты и активации" [1]

Cчитается что нет однозначно хороших или однозначно плохих ИО, одни и те же ИО могут быть как хорошими так и плохими в зависимости от контекста. Для разных задач оптимальными будут разные ИО. Например для быстрого результата хорошо подходят отношения тождества и активации, но они плохи для совместной жизни. Потому что на длительном промежутке времени первоначальный всплеск интенсивности тождественных отношений сходит на нет, становиться скучно и не интересно друг с другом, а в отношениях активации происходит "перегрев" и партнерам хочется отдалится друг от друга, у экстравертов это происходит очень быстро, у интровертов медленнее.

Такой подход означает что при соблюдении определенных правил можно существенно повысить комфортность любых отношений.

«

Дуальность - это противоположности, которые чередуются. Если они не будут чередоваться они будут конфликтовать.

»
— Виктор Гуленко

Отдельно стоит сказать о дульных отношениях. Они сильно "романтизированны" в современной [2] соционике. Гуманитарная соционика рассматривает дуальные отношения как отношения диалектические, где постоянно присутствует борьба противоположностей, ведь у дуалов три юнгианские дихотомии разные и только одна совпадает. У дуалов периодически возникают и решаются противоречия. Дуальные отношения рассматриваются как отношения без явного лидера, дуалы должны научиться передавать лидерство друг другу. На дальней дистанции, в социуме лидирует экстраверт, а на близкой дистанции, дома лидерство переходит к интроверту. И только со временем, пройдя притирку, дуалы начинают ценить друг друга. Дуальные отношения подходят для людей которые настроены на работу над собой, на принятие противоположного взгляда на мир. Часто это происходит во второй половине жизни. Дуальные отношения практически никогда не устанавливаются с "первого взгляда", для того, что бы они установились дуалы должны помочь друг другу по своим сильным функциям и таким образом показать на деле свою полезность.

Видео про дуальные отношения:

https://www.youtube.com/watch?v=mhLodMZcjxc

https://www.youtube.com/watch?v=OWDu2sdIM44

Шкалы комфортности интертипных отношений

https://socioniks.net/article/?id=102

Гуленко В. В. "Бинарные признаки интертипных отношений", Киев, «Соционика, ментология и психология личности», 1996, № 3. https://socioniks.net/article/?id=240

Диагностика социотипа

В гуманитарной соционике используется комплексная диагностика. Основными методами является интервью и наблюдение за невербальным поведением респондента. Как дополнительные, используется: метод быстрых дискуссий, метод "нарисовать себя и дать себе характиристику их 4-х слов", метод рисунка "дом, дерево и я", анкетирование и др.

Длительность интервью 15 - 30 мин на семинарах и до 60 мин в случае индивидуальной диагностики [3]. Если интервью слишком длинное, то респондент устает и начинает давать ответы "лишь бы быстрее это закончилось", поэтому длительность должна быть оптимальной, что бы респондент не устал но и успел себя проявить.

Основные правила ведения соционического интервью в ГС следующие [4]:

  1. В начале интервью расположить человека к себе.
  2. Коммуникация должна осуществляться по нескольким каналам (визуальным и аудиальным)
  3. Следует избегать альтернативных вопросов (вопросы типа «или — или»).
  4. Уточнять ответы респондента. (Расскажите подробнее, приведите примеры...)
  5. Следить за эмоциональными реакциями.
  6. Не задавать сложных, надуманных вопросов.
  7. Не увлекаться вопросами о вкусах.
  8. Анализировать как результаты, так и ход интервью.

Диагностика состоит из двух этапов:

  1. Синтез - вначале пытаемся определить целостный образ респондента, путём выдвижения некоторой гипотезы, в которой содержится понимание типа как целостного образа. Определяем темперамент и установку на вид деятельности.
  2. Анализ - проверяем выдвинутые на первом этапе гипотезы, сопоставляем на непротиворечивость все данные и выставляем приоритеты. Это есть корректировка целостного образа, исходя из анализа отдельных компонентов психики. На этом этапе детально анализируем все юнгианские дихотомии плюс статика-динамика, позитивизм-негативизм, процесс-результат, центральность-периферийность. Обязательно анализируется невербальное поведение. Если слова расходятся с невербаликой, то приоритет отдается невербальным сигналам. Определяем подтип и акцентуацию.

Комментарий Гуленко:

В разных школах соционики вы, с большой долей вероятности, попадёте в разные типы. Это лишь значит, что целостный образ типа в каждой школе свой, хотя его аналитические признаки и одинаковы. В гуманитарной соционике, развивающейся в русле энергетической парадигмы, другая галерея образов, несоизмеримая с обычной информационной соционикой. Она сложнее, потому что каждый тип нужно наглядно представлять себе в четырёх особых вариантах, а также разбираться в проявлениях акцентуированных функций [4].

Источник: https://socioniks.net/article/?id=193

Источник: http://uchoniyartist.blogspot.com/2013/12/FAQ-SOCIODIAGNOSTICA.html

Источник: http://uchoniyartist.blogspot.com/2014/05/DIAGNOSTICA.html

Темпераменты

Темпераменты – образуются комбинацией двух дихотомий: Экстра-Интроверсия и Рацио-Иррациональность. Темперамент характеризирует интенсивность энергообмена с окружающей средой, а так же изменение интенсивности во времени. Важную роль в понимании темперамента играет дихотомия Статика-Динамика. Статика дает психике - уравновешенность, стабильность, а Динамика наоборот - возбудимость, тревожность.  

  • Линейно-Напористый, Холерик (Экстраверт+Рационал, Динамик) Самые энергичные, вспыльчивые люди, постоянная высокая активность до «полного истощения» и только потом отдых. Зацикленность на одном. Частая смена настроения.
  • Гибко-Разворотливый, Сангвиник (Экстраверт+Иррационал, Статик) Энергичность сочетается с умением быстро менять направление воздействия, хорошо ориентируются в экстремальных ситуациях. Легко переходят от возбужденного состояния в расслабленное.
  • Уравновешенно-Стабильный, Флегматик (Интроверт+Рационал, Статик) Низкая энергичность, но зато размеренная и надёжная работоспособность. Стабильное эмоциональное состояние, настроение не меняется в течении дня. Высокий уровень самоконтроля.
  • Восприимчиво-Адаптивный (Интроверт+Иррационал, Динамик) Умеют приспособиться под окружающие условия существования с минимальными энергозатратами. Малоактивный, зависящий от изменяющихся внутренних ритмов режим работы, но тонко чувствуют, когда нужно проявить ситуативную активность. Высокая чувствительность и впечатлительность, приводящая к частым перепадам настроения.

Источник: https://socioniks.net/basicknowledge/#temperament

Установки на вид деятельности

Установки на вид деятельности относятся к разряду первых рекомендуемых к изучению соционических групп, постольку подсказывают человеку — носителю типа главное направление для поиска профессиональной реализации.

Четыре группы установок на вид деятельности образуются при помощи комбинации юнговских полярностей «логика — этика» (степень ориентации на людей или на объективный, неличностный фактор) и «сенсорика — интуиция» (степень материальной воплощённости продуктов деятельности). В образовании данных групп участвует и третья полярность — «аристократизм — демократизм». Однако подробно данные признаки принято раскрывать при рассмотрении других важных групп — квадр.

Установки на вид деятельности:

  • Технико-управленческая установка (Управленческая). К ней относятся сенсорно-логические и логико-сенсорные социотипы, которые наибольшую пользу приносят в формальных структурах управления, а также в сфере техники и материального производства[5].
    • Тяжёлые управленцы (социотипы Маршал и Инспектор, статики) специализируются на силовом («ручном») и централизованном управлении.
    • Лёгкие управленцы (социотипы Мастер и Администратор, динамики) специализируются на территориально распределённом и автономном управлении.
  • Социально-коммуникативная установка (Социальная). В эту установку входят сенсорно-этические и этико-сенсорные типы, которые наиболее эффективны в сфере распределения и социальных коммуникаций (торговля, снабжение, обслуживание, здравоохранение, общественное питание, социальное обеспечение, развлечения и т.д.)[6].
    • Тяжёлые социалы (социотипы Политик и Хранитель, статики) более востребованы в так называемом «тяжёлом» социуме.
    • Лёгкие социалы (Посредник и Энтузиаст, динамики) найдут своё применение в «лёгком» социуме. Это такое состояние общества, где нет жёсткой конкуренции, нет значительного разрыва между богатыми и бедными, люди мало интересуются политикой. Тяжёлые социалы (Политик и Хранитель), наоборот, более эффективны в обществе с острыми противоречиями (классовыми, этническими, гендерными и т.д.), с большим разрывом между богатыми и бедными слоями, с частыми политическими выборами и навязчивой рекламой.
  • Гуманитарно-художественная установка. (Гуманитарная). К данной установке принадлежат интуитивно-этические и этико-интуитивные типы, которые призваны к работе с идеальной стороной человеческой культуры — духовность, мировоззрение, идеология, религия, литература и искусство, гуманитарные науки, образование, развитие личности, психологическая помощь[7].
    • Тяжёлые гуманитарии (Советчик и Гуманист, статики) лучше работают с фундаментальными, осознаваемыми, но очень инертными психическими проблемами и предрассудками. На их плечи ложится «тяжёлая» гуманитарная работа по воспитанию толерантности и отладке отношений с «инакомыслящими».
    • Лёгкие гуманитарии (Лирик и Наставник, динамики) лучше работают с динамичными, изменчивыми психологическими состояниями, которые, как правило, коренятся в подсознании и той части психики, которая подвержена внушению. Они лучше справляются с экстремальными случаями и сплочением людей на противостоянии чуждым ценностям.
  • Научно-исследовательская установка (Сайентистская) К сайентистам относятся интуитивно-логические и логико-интуитивные типы, чья миссия заключается в научно-теоретическом и экспериментальном исследовании окружающего мира объективными, воспроизводимыми методами[8].
    • Тяжёлые сайентисты (Искатель и Аналитик, статики) — это лучшие исследователи фундаментальных научных проблем. Фундаментальные научные разработки, как известно, не дают быстрой финансовой отдачи. Их главный познавательный стимул — любопытство.
    • Лёгкие сайентисты (Критик и Предприниматель, динамики) — это прикладные учёные. Прикладная наука способна окупить себя. Ими движет стимул выгодного использования научных открытий и изобретений.

Установки на вид деятельности находят широкое применение в социоанализе для оценки рабочего коллектива по критерию результативности. Результативной в условиях конкурентной среды окажется лишь та группа, ключевые участники которой являются представителями установки, в пределах которой лежит решаемая группой задача.

Источник: https://socioniks.net/basicknowledge/#ustanovka

Примечания

  1. Аугустинавичюте А. ТЕОРИЯ ИНТЕРТИПНЫХ ОТНОШЕНИЙ http://socionic.info/download/intertyp-new.pdf
  2. На момент 2017 года
  3. Соционическая диагностика http://uchoniyartist.blogspot.com/2014/05/DIAGNOSTICA.html
  4. 4,0 4,1 Соционическая диагностика. Метод интервью https://socioniks.net/article/?id=193
  5. Управленческая установка на вид деятельности https://socioniks.net/article/?id=149
  6. Социальная установка на вид деятельности https://socioniks.net/article/?id=150
  7. Гуманитарная установка на вид деятельности https://socioniks.net/article/?id=147
  8. Сайентистская установка на вид деятельности https://socioniks.net/article/?id=148

Ссылки