Связь темперамента и соционического типа

Материал из Zanoza
Версия от 09:48, 7 мая 2018; Dmytro Medvedev (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Вопрос о взаимосвязи темперамента и соционического типа исследовался разными социониками ещё с начала 90ты годов[1].

Наибольшую известность и распространёность получила попытка Виктора Гуленко обосновать теоретически связь темперамента и соционического типа.

Темпераменты в психологии

Теория темперамента по Гиппократу и Галену

Темпераменты в иллюстрации к книге Quinta Essentia (1570)

Слово «темперамент» (от лат. peramentum) в переводе с латинского обозначает «устойчивая смесь, соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввели врачи античности Гиппократ и Гален. Они предположили, что существуют устойчивые индивидуальные различия в соотношениях между химическими системами, регулирующими поведение человека. Несмотря на то, что Гиппократ среди первых указал на роль мозга в общей регуляции поведения, наиболее устойчивые индивидуальные различия он приписывал различиям в смесях нейро-гуморальных жидкостей тела. Гиппократ предположил, а Гален объяснил темперамент более детально как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

  • Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.
  • Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека истеричным и хамовитым, «горячим» — холериком.
  • Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.
  • Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.

Темпераменты Павлова

Поворотным пунктом в истории естественнонаучного изучения темпераментов явилось учение Ивана Петровича Павлова о типах нервной системы (типах высшей нервной деятельности), общих для человека и высших млекопитающих.

Он доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе.

Тип нервной системы определяется генотипом, то есть наследственным типом.

Павлов выделил 4 четко очерченных типа нервной системы, то есть определённых комплексов основных свойств нервных процессов.

  • Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов — соответствует гиппократовскому меланхолику.
  • Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному» типу.
  • Сильный уравновешенный подвижный тип — соответствует сангвинику, «живому» типу.
  • Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегматику, «спокойному» типу.

Темпераменты в соционике

Темпераменты в Школе Гуманитарной Соционики

В 90тых годах XX века[2] Виктор Гуленко сделал попытку теоретически увязать темперамент по Айзенку и соционический тип.

Согласно его гипотезе, четвёрка темпераментов описывается двумя дихотомиями: экстраверсия/интроверсия и рациональность/иррациональность.

Рационал Иррационал
Экстраверт Холерик Сангвиник
Интроверт Флегматик Меланхолик

Однако уже в этой статье Гуленко заметил, что о соответствии можно говорить лишь с определённым приближением, в ряде случаев наблюдения не укладываются в стройную схему. В качестве объяснения он предложил свою теорию подтипов: для терминальных подтипов (с усиленной 1-й функцией) темпераменты совпадают с классическими, для инициальных (с усиленной 2-й функцией) – отличаются.

В середине 1990-х гг. Гуленко приходит к выводу, что предложенные им соционические темпераменты не во всём и не всегда совпадают с классическими. В связи с этим он, с одной стороны, вводит понятие «соционический темперамент», а с другой – для этих темпераментов вводятся параллельные названия: линейно-напористые (холерики), гибко-разворотливые (сангвиники), уравновешенно-стабильные (флегматики), восприимчиво-адаптивные (меланхолики). Через некоторое время введенные им параллельные названия в его школе полностью вытесняют названия классических темпераментов.

Согласно Гуленко, соционический темперамент определяется тремя дихотомиями:

  1. экстраверсия/интроверсия (отражает динамику нервных процессов),
  2. статика/динамика (связана с уравновешенностью нервных процессов),
  3. рациональность/иррациональность (контролирует ригидность нервной системы).

При этом темперамент определяется следующими формулами:

  1. Линейно-напористый темперамент (холерики) = динамика х экстраверсия х рациональность,
  2. Гибко-разворотливый темперамент (сангвиники) = статика х экстраверсия х иррациональность,
  3. Восприимчиво-адаптивный темперамент (меланхолики) = динамика х интроверсия х иррациональность,
  4. Уравновешенно-стабильный темперамент (флегматики) = статика х интроверсия х рациональность.

Также согласно мнению Гуленко, темперамент может рассматриваться на разных уровнях (группа социотипов, отдельный социотип, вариант типа или отдельная функция), считая, что именно этим обусловлен феномен "смешанных темпераментов".

Больше о школе в статье Школа Гуманитарной Соционики

Темпераменты в Школе Физиогномической Соционики

В ШФС считают что темперамент связан с подтипом (соционическим типом "дополнительным" к "основному" типу) и выделяют следующие темпераменты (в других школах эти клубы называются "установка на вид деятельности"):

  • меланхолики это четыре интуита-логика
  • флегматики – четыре сенсорика-логика
  • холерики – четыре интуита-этика
  • сангвиники – четыре сенсорика этика

Больше о школе в статье Школа Физиогномической Соционики

Примечания

  1. Очень хороший обзор сделан Дмитрием Лытовым во в предисловии к тематическому выпуску соционической газеты "проблема темперамента в соционике"
  2. Первая публикация - в 1992 году, статья "Гарантии продуктивного обучения. Темпераментные и стимульные группы"


Ссылки