Участник:Dmytro Medvedev/ШГС

Материал из Zanoza
< Участник:Dmytro Medvedev
Версия от 17:22, 24 ноября 2017; Dmytro Medvedev (обсуждение | вклад) (Сравнение ШГС с соционикой Аушры: в работе)
Перейти к: навигация, поиск


ВНИМАНИЕ ! Эта версия статьи находится в работе.

Школа Гуманитарной Соционики (ШГС)
Gulenko school.png
Коллектив * Гуленко, Виктор
Теоретический базис школы

Создана в 1993 году Виктором Гуленко.

В разное время Школа носила разные имена (школа Гуленко, школа этической соционики), нынешняя форма названия (Школа Гуманитарной Соционики) утвердилась только примерно в 2003-м году и именно под этим названием стала широко известна.

Одним из наиболее известных проектов ШГС является проект соционический индекс цитируемости.

Коллектив школы

В состав Школы входят:

Сайты школы

До 2006 года ШГС не имела официального сайта (роль полномочного представителя Школы выполнял Дмитрий Павлов).

В феврале 2002 года Юрий Стебельский создал сайт http://socionics.kiev.ua, посвящённый школе Виктора Гуленко. C 4 апреля 2006 года этот сайт был официальным сайтом ШГС. В 2017 году этот сайт перестал работать. В июне 2010 был зарегистрирован домен http://socioniks.net, на котором позднее открылся новый официальный сайт ШГС, который является таковым и сейчас (2017). В мае 2011 была создана Facebook страничка ШГС https://www.facebook.com/humanitarian.socionics/ В 2017 году она насчитывала 600 подписчиков. Еще один сайт, на который ссылается Facebook страничка ШГС - https://socionics.jimdo.com/.

Платформа гуманитарной соционики [1]

Миссия (надцель) соционики – стать научным мировоззрением цивилизованного общества периода четвёртой квадры (общество 4 квадры – зрелое общество с высокоразвитыми, но не разрушающими экологию силами и гуманно-трудовыми ценностями, кооперация в котором преобладает над конкуренцией). Современный мир стареет, движется к 4 квадре.
Главная научная задача соционики – прогнозирование поведения людей и их групп в различных ситуациях и условиях среды.
Главная прикладная задача соционики – разработка методик по созданию рабочих групп под конкретную задачу, условия и пр.

Принципы гуманитарной соционики

  1. Соционика наука гуманитарная а не точная (мягкие, вероятностные системы).
  2. Многоуровневая модель психики (подтипы, субличности, разные уровни рассмотрения и пр.).
  3. Принцип интерактивности – не зная среды нельзя знать, как тип будет себя вести и пр.
  4. Основной акцент – поведение. Изучается не что человек сам о себе говорит, а что и как он делает.
  5. Коммуникативное пространство (близкая/далёкая дистанция общения, в школе и дома и пр.).
  6. Принцип относительности. Нет монополии на абсолютную истину. Всегда существует равнозначное логическое объяснение. Нет крайностей («модельный кретинизм» или отношенческий фатализм).
  7. Использование аналогий и образных сравнений, стимулирующих мысленный эксперимент и мозговой штурм.
  8. Принцип междисциплинарной открытости (заимствуются удачные методы, стремление к синтезу, открытость к диалогу с другими науками).

Сравнение ШГС с соционикой Аушры

Основная статья: Школа гуманитарной соционики/Теоретический базис школы

Школа Гуманитарной Соционики имеет весьма обширный теоретический базис и большое количество теоретических наработок в соционике, являясь одной из наиболее плодовитых в этом отношении соционических школ.

Имена типов

В ШГС используются функционально-ролевые имена типов вместо псевдонимов предложенных Аушрой.

Темпераменты

Темпераменты – образуются комбинацией двух дихотомий: Экстра-Интроверсия и Рацио-Иррациональность. Важную роль в понимании темперамента играет дихотомия Статика-Динамика. Статика дает психике - уравновешенность, стабильность, а Динамика наоборот - возбудимость, тревожность.  

  • Линейно-Напористый, Холерик (Экстраверт+Рационал, Динамик) Самые энергичные, вспыльчивые люди, постоянная высокая активность до «полного истощения» и только потом отдых. Зацикленность на одном. Частая смена настроения.
  • Гибко-Разворотливый, Сангвиник (Экстраверт+Иррационал, Статик) Энергичность сочетается с умением быстро менять направление воздействия, хорошо ориентируются в экстремальных ситуациях. Легко переходят от возбужденного состояния в расслабленное.
  • Уравновешенно-Стабильный, Флегматик (Интроверт+Рационал, Статик) Низкая энергичность, но зато размеренная и надёжная работоспособность. Стабильное эмоциональное состояние, настроение не меняется в течении дня. Высокий уровень самоконтроля.
  • Восприимчиво-Адаптивный (Интроверт+Иррационал, Динамик) Умеют приспособиться под окружающие условия существования с минимальными энергозатратами. Малоактивный, зависящий от изменяющихся внутренних ритмов режим работы, но тонко чувствуют, когда нужно проявить ситуативную активность. Высокая чувствительность и впечатлительность, приводящая к частым перепадам настроения.

Подтипы, многослойная структура психики

ШГС принято считать, что психика человека состоит из следующих слоев:

  1. Социотип - глубинное ядро психики. Постоянен на протяжении всей жизни. Его тяжелее всего «увидеть» так как он скрыт под следующими слоями психики
  2. Подтип – средний, относительно устойчивый слой психики. Он может меняться в течении жизни, под воздействием сильных жизненных потрясений и сохраняется на периоды в десятки лет. Проявляется как склонность человека играть/занимать? определённую роль в группе. Подтип бывает:
    1. Доминантный (D) - активная деятельность по достижению поставленных целей, в которую вовлекаются все возможные ресурсы. Лидер группы.
    2. Креативный (C) - нестандартное восприятие ситуаций, привнесение нового, что дает возможность группе развиваться. Генератор идей.
    3. Нормирующий (N) - выявление, установление и поддержание норм и правил. Доводчик, выполняет большинство работы в группе.
    4. Гармонизирующий (H) – предпочитает оставаться в стороне и наблюдать, вмешивается в ситуацию только тогда, когда нарушена ее гармония. Если повлиять не удалось дистанцируется от ситуации физически и психологически. Корректор, обратная связь.
  3. Акцентуация – самый «мягкий» и подвижный слой психики. Усиление одной из психических функций. Как правило не очень адекватное поведение по этой функции. Существует пока он необходим для приспособления к текущей среде.


Таким образом, полный социотип записывается как: <Тип> - <Подтип> - <Акцентуация>

Соционические функции

Силовая сенсорика (F) - Принуждение или сопротивление, мобилизованность, уверенность в себе. Эмоция: призрение, унижение. Сенсорика комфорта (S) - Вкусы, краски, запахи, прикосновения, конформизм, адаптация. Эмоция: удовольствие, отвращение. Этика эмоций (E) - Риторика, пафос, лозунги, общительность, демонстративность, страсти. Эмоция: сильная радость, сильная печаль Этика отношений (R) - Мораль, этические ценности, оценки хорошо-плохо, традиции, ритуалы, привязанности. Эмоция: тревожно-совестливая, печаль, ностальгия. Деловая логика (P) - Работа, польза, прибыль, автоматизмы, жажда движения, конкуренция, спортивный азарт. Эмоция: злость, гнев. Структурная логика (L) - Создание схем, конструирование, анализ, следование законам, хладнокровие, контроль. Эмоция: сомнение. Интуиция возможностей (I) - Гипотезы, догадки, озарения, инновации, эксперименты, задатки, способности, таланты. Эмоция: любопытство, восторг Интуиция времени (T) - Воображение, воспоминания, прогнозы, внушение, гипноз, видения, символика, отражение, предчувствия, предзнаменования. Эмоция: Страх

Отношение к гипотезе признаков Рейнина

ШГС считает, что признаки Рейнина существуют, однако вторичны по отношению к социотипу. Кроме того, как названия отдельных признаков подобраны неудачно, так и смысловое наполнение некоторых признаков ошибочно.

Подробнее смотри http://www.socioniks.net/biblioteka/1tip/metod_reinina.html

Отношение к модели А

Считается, что теория соционики прежде всего отображать то, что есть в реальности, в случае несовпадения - необходимо подгонять теорию под реальность. Соответственно модель А расценивается не более чем удобный теоретический инструмент, который имеет свою достаточно определенную область применения (не покрывающую всю соционику) за рамками которой более разумно пользоваться другими инструментами и другими моделями.

См. http://socionics.kiev.ua/articles/methodology/modelir-thesis/

Отношение к интертипным отношениям

Школа постулирует относительность качества интертипных отношений - в зависимости от дистанции, цели и т.д. одни и те же ИО могут быть как благоприятными, так и вредными. Это означает как то, что для разных задач оптимальными будут разные ИО, так и то, что при соблюдении определенных правил можно существенно повысить комфортности отношений. Отрицается априорная выделенность определенных отношений (дуальных, внутриквадральных).

Функции vs Аспекты

В теории структурные модели рассматриваются как состоящие из трех сущностей: аспекта, функции и позиции, однако в реальности используются и разрабатываются только пара функция + позиция. Исследования свойств аспектов в настоящее время[2]почти не ведется.

См. http://socionics.kiev.ua/articles/methodology/cmppar/

Теоретический базис школы

Основная статья: Школа гуманитарной соционики/Теоретический базис школы

Примечания

  1. https://tormerys.livejournal.com/6046.html Платформа гуманитарной соционики
  2. По состоянию на 2011 год

Ссылки