Marmotte terrible/Эмпирические маркеры в социодиагностике ШГС — различия между версиями

Материал из Zanoza
Перейти к: навигация, поиск
[непроверенная версия][непроверенная версия]
(Новая страница: «== Общая информация == В диагностике ШГС основное внимание ...»)
 
Строка 154: Строка 154:
 
* - нет склонности к активному использованию фигур речи; речь более простая и однозначная.
 
* - нет склонности к активному использованию фигур речи; речь более простая и однозначная.
 
* '''Сенсорика:'''
 
* '''Сенсорика:'''
* - более низкий тембр голоса (бас, баритон у мужчин, альт у женщин).
+
* - более низкий тембр голоса (бас, баритон у мужчин, меццо-сопрано, контральто у женщин).
 
* '''Интуиция:'''
 
* '''Интуиция:'''
 
* - более высокий тембр голоса (тенор у мужчин, сопрано у женщин).
 
* - более высокий тембр голоса (тенор у мужчин, сопрано у женщин).

Версия 17:54, 14 июля 2012

Для этой страницы существуют <span onClick='toggleSecurityInfo()'><a href='javascript:'>ограничения, связанные с безопасностью</a></span>

Общая информация

В диагностике ШГС основное внимание при диагностике уделяется невербальным сигналам и визуальной информации. Можно выделить следующие динамические и статические проявления:

  • 1. Пантомимика:
  • жестикуляция,
  • движения корпуса,
  • походка.
  • 2. Мимика.
  • 3. Глазодвигательные реакции,
  • 4. Элементы внешности:
  • фенотипические признаки (телосложение, черты лица),
  • имидж, выражающийся через внешние атрибуты (одежда и т.д.),
  • манеры, стратегии самопрезентации.

Причём приоритет имеют динамические характеристики. Далее представлены основные эмпирические маркеры с интерпретацией.

Пантомимика и соционические свойства

  • 1. Линейно-напористый темперамент:

Жестикуляция: большая амплитуда движений; движения быстрые, но довольно плавные; характерно размахивание руками при общении, особенно в эмоциональном возбуждении (в острых дискуссиях). Корпус: «жёсткий», ригидный, но подвижный, тело почти всё время пребывает в движении.

  • 2. Гибко-разворотливый темперамент:

Жестикуляция: небольшая амплитуда движений; движения резкие и «дёрганые», преобладает круговые, вращательные движения руками, а также жесты захвата. Корпус: относительно статичный.

  • 3. Восприимчиво-адаптивный темперамент:

Жестикуляция: небольшая амплитуда движений; движения плавные, осторожные, почти нет резких «рубящих» жестов. Корпус: впечатление зыбкости, аморфности, «отсутствия стержня».

  • 4. Уравновешенно-стабильный темперамент:

Жестикуляция: достаточно резкая, скудная жестикуляция, небольшая амплитуда движений; характерна жестикуляция одной рукой. Корпус: жёсткий, ригидный.

  • Рациональность:
  • - фиксированный корпус, прямая осанка, высокий мышечный тонус,
  • - аккуратная походка.
  • Иррациональность:
  • - сутулость, впечатление "расхлябанности", сниженный мышечный тонус,
  • - развязная, "подпрыгивающая" походка.
  • Статика:
  • - некоторая "шарнирность" движений,
  • - способность долго сохранять одну позу.
  • Динамика:
  • - плавность движений,
  • - потребность часто менять положение тела в пространстве.

Глазодвигательные реакции и соционические свойства

  • 1. Линейно-напористый темперамент: вверх и вправо,
  • 2. Гибко-разворотливый темперамент: вниз и влево,
  • 3. Восприимчиво-адаптивный темперамент: вверх и влево,
  • 4. Уравновешенно-стабильный темперамент: вниз и вправо.

NB: Диагностическую важность имеют глазодвигательные реакции, возникающий как реакция на сложный вопрос. Под сложным вопросом понимается вопрос, заставляющий респондента задуматься, начать вспоминать и т.д.

Мимика и соционические свойства

  • Этика:
  • - конгруэнтные эмоции (т.е. адекватные и соответствующие ситуации),
  • - мимика обильная и разнообразная,
  • - особенно активна нижняя половина лица (разнообразная мимика рта, симметричная улыбка),
  • - выразительный взгляд, умение малыми средствами передать широкий спектр эмоций.
  • Логика:
  • - частые несоответствия мимических проявление ситуации,
  • - мимика, в целом, скудная,
  • - верхняя половина лица активнее нижней (развита мимика мышц лба, а улыбка асимметрична),
  • - взгляд, в целом, маловыразительный.
  • Эволюция (правопрогрессность):
  • - хорошо развита произвольная, сознательная ("игровая") мимика;
  • Инволюция (левопрогрессность):
  • - преобладает непроизвольная рефлекторная "простодушная" мимика (возникает в качестве бессознательной реакции на стимул),
  • Линейно-напористый темперамент:
  • - мимика энергична, отражает преимущественно стенические эмоции (энтузиазм, радость, гнев),
  • Гибко-разворотливый темперамент:
  • - мимика менее энергична, но более переменчива, отражает преимущественно стенические эмоции,
  • Восприимчиво-адаптивный темперамент:
  • - характерны плавные, малозаметные изменения мимики, "текучесть" выражения эмоций (особенно у этических типов), преобладают астенические эмоции (меланхолия, "светлая" печаль),
  • Уравновешенно-стабильный темперамент:
  • - редкие, но достаточно резкие, скачкообразные (статика) изменения выражения лица, длительное удержание одного выражения (например, "дежурной" улыбки).
  • Позитивизм:
  • - выражение лица преимущественно ровное и умеренно-приветливое.
  • Негативизм:
  • - на лице часто отображаются ирония, скепсис, недоверие.

Фенотипические особенности и соционические свойства

  • Сенсорика:
  • - преобладают нормостеническая и гиперстеническая виды конституции,
  • - впечатление устойчивости и крепкости, независимо от телосложения,
  • - сбалансированные верхняя, средняя и нижняя зоны лица,
  • - крупные, "тяжёлые", но пропорциональные черты,
  • - пристальный сконцентрированный взгляд.
  • Интуиция:
  • - преобладают астеническая и нормостеническая виды конституции,
  • - впечатление неустойчивости и "оторванности от земли", независимо от телосложения, неустойчивые позы,
  • - частый дисбаланс зон лица с преобладанием верхней (высокий и широкий лоб при небольшом/скошенном подбородке),
  • - утончённые, вытянутые, часто диспропорциональные черты,
  • - рассеянный взгляд.

Речь и соционические свойства

  • Линейно-напористый темперамент:
  • - высокий темп речи,
  • - последовательность изложения,
  • - быстрые формулировки (особенно при интуитивности),
  • - в целом, сильный речевой канал (хорошие ораторы и лекторы).
  • Гибко-разворотливый темперамент:
  • - высокий темп речи,
  • - речь "дёрганая", резкая, прерывистая и сбивчивая,
  • - частые переключения между темами,
  • - слабый речевой канал (речь не поспевает за мыслями).
  • Восприимчиво-адаптивный темперамент:
  • - средний или невысокий темп речи,
  • - непоследовательность изложения, потеря "нити" обсуждаемой темы,
  • - утомляемость при длительных дискуссиях,
  • - сложности при одновременной деятельности и разговоре.
  • Уравновешенно-стабильный темперамент:
  • - средний или невысокий тем речи,
  • - речь последовательная и упорядоченная,
  • - тренируемый речевой канал (неплохие ораторы и лекторы при приложении определённых усилий).
  • Эволюция (правопрогрессность):
  • - детализация при разговоре, склонность развивать и углублять тему,
  • - пространные формулировки,
  • - расположенность к длительным беседам, дискуссиям, удовольствие от процесса обсуждения,
  • - склонность к игровому интонированию (особенно для этических типов).
  • Инволюция (левопрогрессность):
  • - склонность внезапно сворачивать разговор или резко менять тему,
  • - расположенность к кратким обсуждениям, нацеленность прежде всего на результат (обозначение своей позиции, принятие общего решения и т.д.),
  • - нет склонности к игровому интонированию.
  • Этика:
  • - интонационная выразительность речи,
  • - склонность к смешению стилей (использование одновременно высокой и низкой лексики, например, научной лексики и сленга),
  • - склонность использовать слово как "оружие", шокировать словом (особенно в сочетании с интуицией, т.е. в случае гуманитарной установки).
  • Логика:
  • - интонационное однообразие речи,
  • - приоритет передачи смысла, безразличие к стилистическому оформлению речи (особенно в сочетании с сенсорикой, т.е. в случае управленческой установки).
  • Негативизм:
  • - активное использование разнообразных фигур речи (ирония, сарказм, гипербола и т.д.), речь более многозначная.
  • Позитивизм:
  • - нет склонности к активному использованию фигур речи; речь более простая и однозначная.
  • Сенсорика:
  • - более низкий тембр голоса (бас, баритон у мужчин, меццо-сопрано, контральто у женщин).
  • Интуиция:
  • - более высокий тембр голоса (тенор у мужчин, сопрано у женщин).

Ссылки