Дихотомия "Экстраверсия — Интроверсия" — различия между версиями
[досмотренная версия] | [досмотренная версия] |
м |
м |
||
Строка 26: | Строка 26: | ||
Аугустинавичюте вводит понятие "интротим" и "экстратим", базируясь на определениях Юнга: | Аугустинавичюте вводит понятие "интротим" и "экстратим", базируясь на определениях Юнга: | ||
{{Цитата|text=Юнговские термины "экстравертированный - интровертированный" мы заменили на ныне распространённые экстраверт - интроверт, хотя считаем, что более подходящими были бы термины экстратим - интротим, сделанные по аналогии с кречмеровскими терминами шизотим - циклотим, потому что после работ Айзенка, согласно тестам которого распространилась тенденция каждого общительного человека называть экстравертом, а каждого замкнутого - интровертом, эти термины стали двусмысленными. | {{Цитата|text=Юнговские термины "экстравертированный - интровертированный" мы заменили на ныне распространённые экстраверт - интроверт, хотя считаем, что более подходящими были бы термины экстратим - интротим, сделанные по аналогии с кречмеровскими терминами шизотим - циклотим, потому что после работ Айзенка, согласно тестам которого распространилась тенденция каждого общительного человека называть экстравертом, а каждого замкнутого - интровертом, эти термины стали двусмысленными. | ||
− | |source= Аушра Аугустинавичюте "Дуальная природа человека"}} | + | |source= [[Аугустинавичюте, Аушра|Аушра Аугустинавичюте]] "Дуальная природа человека"}} |
Аушра пробовала связать экстраверсию и интроверсию с полушарной асимметрией головного мозга. Так, в "Дуальной природе человека" она пишет: | Аушра пробовала связать экстраверсию и интроверсию с полушарной асимметрией головного мозга. Так, в "Дуальной природе человека" она пишет: | ||
{{Цитата|text=Активным полушарием экстраверта всегда является правое полушарие, активным полушарием интроверта - левое полушарие. | {{Цитата|text=Активным полушарием экстраверта всегда является правое полушарие, активным полушарием интроверта - левое полушарие. | ||
− | |source= Аушра Аугустинавичюте "Дуальная природа человека"}} | + | |source= [[Аугустинавичюте, Аушра|Аушра Аугустинавичюте]] "Дуальная природа человека"}} |
Однако нужно понимать, что эта гипотеза не была проверена Аушрой экспериментально, а кроме того, в той же "Дуальной природе" полушарная асимметрия связывается также с [[Дихотомия "Иррациональность — Рациональность"|шизотимностью/циклотимностью]]. | Однако нужно понимать, что эта гипотеза не была проверена Аушрой экспериментально, а кроме того, в той же "Дуальной природе" полушарная асимметрия связывается также с [[Дихотомия "Иррациональность — Рациональность"|шизотимностью/циклотимностью]]. | ||
Версия 21:52, 11 июля 2012
Содержание
Понятие экстраверсии - интроверсии в психологии
В психологии распространено достаточно много разнообразных точек зрения на проблему интроверсии-экстраверсии.
Наиболее известны два несколько отличающихся понятия интроверсии-экстраверсии, принадлежащих Карлу Густаву Юнгу (который первым ввёл данные термины) и Гансу Юргену Айзенку.
Экстраверсия/интроверсия по Юнгу
Впервые термин появляется в работе Карла Юнга 1921 года «Психологические типы».
Основным критерием, различающим экстравертов и интровертов Карл Густав Юнг ставит направление движения либидо (психической энергии).
Согласно К.Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности либидо (жизненной энергии) человека на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни, операции с реальными внешними объектами, а интроверт предпочитает погружения в мир воображения и размышлений.
Экстраверт направлен на растрачивание собственной энергии, движение её по направлению к окружающим объектам, интроверт — на накопление, движение энергии во внутренний мир.
Экстраверсия/интроверсия по Айзенку
Ганс Юрген Айзенк дал свое видение и определение эстраверсии, отличное как от понятия, введенного Карлом Юнгом, так и от распространенного в психиатрии Карлом Леонгардом. По Айзенку,
- Типичный экстраверт — личность общительная, направленная на развитие контактов вовне, широкий круг знакомств. Добродушен, весел, беззаботен и оптимистичен. Для него типична импульсивность, вспыльчивость, действия под действием момента. предпочитает действовать, имеет склонность к аггрессивности. Оптимистичен, строгий контроль поступков не проявляет, склонен к риску;
- Типичный интроверт — человек спокойный, застенчивый, склонный к самоанализу, даже замкнутый. сдержан, отдалён от всех, кроме близких людей. Серьёзно относится к принятию решений, склонен планировать и обдумывать действия заранее, а не отдаваться внезапным побуждениям. Любит порядок во всём, высоко ценит моральные нормы. Свои чувства контролирует, его сложно вывести из себя. Склонен к пессимизму.
Понятие экстраверсии - интроверсии у Аушры Аугустинавичюте
Аугустинавичюте вводит понятие "интротим" и "экстратим", базируясь на определениях Юнга:
Юнговские термины "экстравертированный - интровертированный" мы заменили на ныне распространённые экстраверт - интроверт, хотя считаем, что более подходящими были бы термины экстратим - интротим, сделанные по аналогии с кречмеровскими терминами шизотим - циклотим, потому что после работ Айзенка, согласно тестам которого распространилась тенденция каждого общительного человека называть экстравертом, а каждого замкнутого - интровертом, эти термины стали двусмысленными. |
Аушра Аугустинавичюте "Дуальная природа человека" |
Аушра пробовала связать экстраверсию и интроверсию с полушарной асимметрией головного мозга. Так, в "Дуальной природе человека" она пишет:
Активным полушарием экстраверта всегда является правое полушарие, активным полушарием интроверта - левое полушарие. |
Аушра Аугустинавичюте "Дуальная природа человека" |
Однако нужно понимать, что эта гипотеза не была проверена Аушрой экспериментально, а кроме того, в той же "Дуальной природе" полушарная асимметрия связывается также с шизотимностью/циклотимностью.
В "Письмах и заметках" [1] Аушра подробно рассматривает вопрос экстраверсии и интроверсии, эволюцию собственных взглядов и сравнивает свои определения и Юнга.
Понятие экстраверсии - интроверсии в Школе гуманитарной соционики Виктора Гуленко
Семантическое ядро признака - Энергозатратность/энергоэкономность.
Примечания
- ↑ Cм. двухтомник, том 2, страницы 239-244