Знаки психических функций в модели А — различия между версиями

Материал из Zanoza
Перейти к: навигация, поиск
[досмотренная версия][досмотренная версия]
(Ссылки)
(временная версия)
Строка 2: Строка 2:
  
 
== Историческая справка ==
 
== Историческая справка ==
Идея знаков возникла у [[Гуленко, Виктор|Гуленко]] в конце 80-х<ref>См. http://socionika.frw.ru/forum/viewtopic.php?p=7407#7407</ref> из того простого наблюдения, что, несмотря на то, что у родственных социотипов первые функции по модели А одинаковые, в реальности они все же отличаются.
+
Идея знаков возникла у [[Гуленко, Виктор|Гуленко]] в конце 80-х как метод сделать модель А более динамичной, отобразить в модели изменения работы функций, которые наблюдаются в реальности.  
Он предположил, что отличаются не только первые функции, но и все остальные и предложил это разницу обозначать при помощи знаков "+" и "-". В качестве семантики знаков была взято семантическое наполнение единственного достаточно подробно исследованого ПР из отличающих родственные пары - правость/левость (обращаю внимание - было взято то наполнение признака, которое была _тогда_, в конце 80-х начале 90-х). Этот вариант теории знаков был опубликован в 90-м году в журнале "16", а так же, с более подробным описанием, в гуленковском двухтомнике в 91-м. И именно этот вариант является наиболее распространенным - им пользуются школы Ермака (с незначительным дополнением - плюс не ориентируется в минусе), Филатовой (тоже с небольшим измением, но об этом чуть ниже) и Букалова (семантику оставили прежней, но поменяли знаки в витале).
 
  
Позже (в 97-м году) Гуленко предложил расставлять знаки не только по правости/левости, но и позитивизму/негативизму, при этом он предложил старую гипотезу считать тоже верной, но для обозначения взять не "+" и "-", а какие-то другие знаки, а плюс и минус ставить как раз по позитивизму/негативизму. Этой гипотезы Киевская школа гуманитарной соционики придерживается и сейчас.
+
из того простого наблюдения, что, несмотря на то, что у родственных социотипов первые функции по модели А одинаковые, в реальности они все же отличаются.
 +
Он предположил, что отличаются не только первые функции, но и все остальные и предложил это разницу обозначать при помощи знаков "+" и "-". В качестве семантики знаков была взято семантическое наполнение единственного достаточно подробно исследованого ПР из отличающих родственные пары - правость/левость (обращаю внимание - было взято то наполнение признака, которое была _тогда_, в конце 80-х начале 90-х). <ref>См. http://socionika.frw.ru/forum/viewtopic.php?p=7407#7407</ref>  Этот вариант теории знаков был опубликован в 90-м году в журнале "16", а так же, с более подробным описанием, в гуленковском двухтомнике в 91-м. И именно этот вариант является наиболее распространенным - им пользуются школы Ермака (с незначительным дополнением - плюс не ориентируется в минусе), Филатовой (тоже с небольшим измением, но об этом чуть ниже) и Букалова (семантику оставили прежней, но поменяли знаки в витале).
 +
 
 +
Позже (в 98-м году) Гуленко предложил расставлять знаки не только по правости/левости, но и позитивизму/негативизму, при этом он предложил старую гипотезу считать тоже верной, но для обозначения взять не "+" и "-", а какие-то другие знаки, а плюс и минус ставить как раз по позитивизму/негативизму. Этой гипотезы Киевская школа гуманитарной соционики придерживается и сейчас.
 +
 
 +
== Содержание теории ==
  
 
'''О расстановке знаков.'''
 
'''О расстановке знаков.'''
  
 
Первоначально Гуленко предположил, что знаки функций чередуются, но потом пришел к выводу, что скорее знаки одинаковы во всем витале и противоложны менталу знак которого задается полюсом признака. В обоих случаях первичным были не теоретические размышления, а эмпирические наблюдения. Как обстоит дело на самом деле точно не известно, вполне возможно, что знаки по правости/левости чередуются, а по позитивизму/негативизму - совпадают, но это требует дальнейших исследований.
 
Первоначально Гуленко предположил, что знаки функций чередуются, но потом пришел к выводу, что скорее знаки одинаковы во всем витале и противоложны менталу знак которого задается полюсом признака. В обоих случаях первичным были не теоретические размышления, а эмпирические наблюдения. Как обстоит дело на самом деле точно не известно, вполне возможно, что знаки по правости/левости чередуются, а по позитивизму/негативизму - совпадают, но это требует дальнейших исследований.
 +
 +
== Критика знаков ==
 +
Идея знаков функций была воспринята соционической общественностью неоднозначно - если в Киевской школе отношение было позитивным, то уже ВШС относилась к знакам гораздо более скептически. (В частности такое мнение высказал Евгений Шепетько в своей статье http://socionics.kiev.ua/sci/viewref/878/ ).
 +
Позже критическую статью о знаках написал Дмитрий Лытов. (См. статью в Соционической газете" "А есть ли польза в этих знаках").
 +
Также определенные сомнения на тему идеи знаков функций высказывал Дмитрий Павлов.
 +
Как правило критика гипотезы о знаках строится главным образом на одном из двух аргументов:
 +
1. Поскольку знаки это всего лишь результат взаимодействия функций в горизонтальных блоках модели А, то они являются излишней сущностью.
 +
2. Сами по себе описываемые феномены вполне могут существовать в природе, но поскольку природа и свойства функций как таковых являются не вполне до конца изученными, то, говоря о каких-то дополнительных сущностях, мы вступаем на крайне зыбкую почву.
 +
 +
В качестве контр-доводов
  
 
== Примечания ==
 
== Примечания ==

Версия 17:08, 15 ноября 2011

Концепция знаков соционических функций была предложена в 1989 году киевским социоником В. В. Гуленко.

Историческая справка

Идея знаков возникла у Гуленко в конце 80-х как метод сделать модель А более динамичной, отобразить в модели изменения работы функций, которые наблюдаются в реальности.

из того простого наблюдения, что, несмотря на то, что у родственных социотипов первые функции по модели А одинаковые, в реальности они все же отличаются. Он предположил, что отличаются не только первые функции, но и все остальные и предложил это разницу обозначать при помощи знаков "+" и "-". В качестве семантики знаков была взято семантическое наполнение единственного достаточно подробно исследованого ПР из отличающих родственные пары - правость/левость (обращаю внимание - было взято то наполнение признака, которое была _тогда_, в конце 80-х начале 90-х). [1] Этот вариант теории знаков был опубликован в 90-м году в журнале "16", а так же, с более подробным описанием, в гуленковском двухтомнике в 91-м. И именно этот вариант является наиболее распространенным - им пользуются школы Ермака (с незначительным дополнением - плюс не ориентируется в минусе), Филатовой (тоже с небольшим измением, но об этом чуть ниже) и Букалова (семантику оставили прежней, но поменяли знаки в витале).

Позже (в 98-м году) Гуленко предложил расставлять знаки не только по правости/левости, но и позитивизму/негативизму, при этом он предложил старую гипотезу считать тоже верной, но для обозначения взять не "+" и "-", а какие-то другие знаки, а плюс и минус ставить как раз по позитивизму/негативизму. Этой гипотезы Киевская школа гуманитарной соционики придерживается и сейчас.

Содержание теории

О расстановке знаков.

Первоначально Гуленко предположил, что знаки функций чередуются, но потом пришел к выводу, что скорее знаки одинаковы во всем витале и противоложны менталу знак которого задается полюсом признака. В обоих случаях первичным были не теоретические размышления, а эмпирические наблюдения. Как обстоит дело на самом деле точно не известно, вполне возможно, что знаки по правости/левости чередуются, а по позитивизму/негативизму - совпадают, но это требует дальнейших исследований.

Критика знаков

Идея знаков функций была воспринята соционической общественностью неоднозначно - если в Киевской школе отношение было позитивным, то уже ВШС относилась к знакам гораздо более скептически. (В частности такое мнение высказал Евгений Шепетько в своей статье http://socionics.kiev.ua/sci/viewref/878/ ). Позже критическую статью о знаках написал Дмитрий Лытов. (См. статью в Соционической газете" "А есть ли польза в этих знаках"). Также определенные сомнения на тему идеи знаков функций высказывал Дмитрий Павлов. Как правило критика гипотезы о знаках строится главным образом на одном из двух аргументов: 1. Поскольку знаки это всего лишь результат взаимодействия функций в горизонтальных блоках модели А, то они являются излишней сущностью. 2. Сами по себе описываемые феномены вполне могут существовать в природе, но поскольку природа и свойства функций как таковых являются не вполне до конца изученными, то, говоря о каких-то дополнительных сущностях, мы вступаем на крайне зыбкую почву.

В качестве контр-доводов

Примечания


Литература