|
|
(не показано 50 промежуточных версий этого же участника) |
Строка 1: |
Строка 1: |
− | <br>
| + | #REDIRECT [[Школа Гуманитарной соционики]] |
− | '''ВНИМАНИЕ ! Эта версия статьи находится в работе.
| |
− | <br>
| |
− | | |
− | {{scard|
| |
− | | title = Школа Гуманитарной Соционики (ШГС)
| |
− | | logo = Gulenko_school.png
| |
− | | basis = [[Школа гуманитарной соционики/Теоретический базис школы|Теоретический базис школы]]
| |
− | | members =
| |
− | * [[Гуленко, Виктор]]
| |
− | * [[Гуленко, Татьяна]]
| |
− | * [[Павлов, Дмитрий]]
| |
− | * [[Лёдин, Вячеслав]]
| |
− | }}
| |
− | | |
− | Создана в 1993 году [[Гуленко, Виктор|Виктором Гуленко]].
| |
− | | |
− | В разное время Школа носила разные имена (школа Гуленко, школа этической соционики), нынешняя форма названия (Школа Гуманитарной Соционики) утвердилась только примерно в 2003-м году и именно под этим названием стала широко известна.
| |
− | | |
− | Одним из наиболее известных проектов ШГС является проект [[соционический индекс цитируемости]].
| |
− | | |
− | {{Q|
| |
− | К настоящему времени просто соционики уже нет. Она разделилась на два направления - информационную и гуманитарную подобно тому, как интеллект поначалу исследовали как IQ, а теперь и как EQ. Гуманитарная соционика работает в рамках энергетической, а не информационной парадигмы.
| |
− | |source= Виктор Гуленко https://socionics.jimdo.com/ }}
| |
− | | |
− | == Коллектив школы ==
| |
− | В состав Школы входят:
| |
− | * [[Гуленко, Виктор]]
| |
− | * [[Гуленко, Татьяна]]
| |
− | * [[Павлов, Дмитрий]]
| |
− | * [[Лёдин, Вячеслав]]
| |
− | * [[Баннов, Алексей]]
| |
− | * [[Нечаева, Евгения]]
| |
− | * [[Довгань, Александр]]
| |
− | * [[Горбенко, Яна]]
| |
− | * [[Сологуб, Владислав]]
| |
− | * [[Стебельский, Юрий]]
| |
− | * [[Буряк, Валентина]]
| |
− | * [[Николаева, Анастасия]]
| |
− | * [[Галицкая, Анастасия]]
| |
− | * [[Кравченко, Кирилл]]
| |
− | | |
− | == Сайты школы ==
| |
− | До 2006 года ШГС не имела официального сайта (роль полномочного представителя Школы выполнял Дмитрий Павлов).
| |
− | | |
− | В феврале 2002 года [[Стебельский, Юрий|Юрий Стебельский]] создал сайт http://socionics.kiev.ua, посвящённый школе Виктора Гуленко. C 4 апреля 2006 года этот сайт был официальным сайтом ШГС. В 2017 году этот сайт перестал работать.
| |
− | | |
− | В июне 2010 был зарегистрирован домен http://socioniks.net, на котором позднее открылся новый официальный сайт ШГС, который является таковым и сейчас (2017).
| |
− | | |
− | В мае 2011 была создана Facebook страничка ШГС https://www.facebook.com/humanitarian.socionics/ В 2017 году она насчитывала 600 подписчиков.
| |
− | | |
− | Еще один сайт, на который ссылается Facebook страничка ШГС - https://socionics.jimdo.com/.
| |
− | | |
− | == Платформа гуманитарной соционики <ref> https://tormerys.livejournal.com/6046.html Платформа гуманитарной соционики</ref>==
| |
− | Миссия (надцель) соционики – стать научным мировоззрением цивилизованного общества периода четвёртой квадры (общество 4 квадры – зрелое общество с высокоразвитыми, но не разрушающими экологию силами и гуманно-трудовыми ценностями, кооперация в котором преобладает над конкуренцией). Современный мир стареет, движется к 4 квадре.<br>
| |
− | Главная научная задача соционики – прогнозирование поведения людей и их групп в различных ситуациях и условиях среды.<br>
| |
− | Главная прикладная задача соционики – разработка методик по созданию рабочих групп под конкретную задачу, условия и пр. <br>
| |
− | | |
− | === Принципы гуманитарной соционики ===
| |
− | # Соционика наука гуманитарная а не точная (мягкие, вероятностные системы).
| |
− | # Многоуровневая модель психики (подтипы, субличности, разные уровни рассмотрения и пр.).
| |
− | # Принцип интерактивности – не зная среды нельзя знать, как тип будет себя вести и пр.
| |
− | # Основной акцент – поведение. Изучается не что человек сам о себе говорит, а что и как он делает.
| |
− | # Коммуникативное пространство (близкая/далёкая дистанция общения, в школе и дома и пр.).
| |
− | # Принцип относительности. Нет монополии на абсолютную истину. Всегда существует равнозначное логическое объяснение. Нет крайностей («модельный кретинизм» или отношенческий фатализм).
| |
− | # Использование аналогий и образных сравнений, стимулирующих мысленный эксперимент и мозговой штурм.
| |
− | # Принцип междисциплинарной открытости (заимствуются удачные методы, стремление к синтезу, открытость к диалогу с другими науками).
| |
− | | |
− | == Теоретический базис ШГС ==
| |
− | {{main|Школа гуманитарной соционики/Теоретический базис школы}}
| |
− | | |
− | Школа Гуманитарной Соционики имеет весьма обширный теоретический базис и большое количество теоретических наработок в соционике, являясь одной из наиболее плодовитых в этом отношении соционических школ.
| |
− | | |
− | === Названия (имена) типов ===
| |
− | В 1989 Гуленко предложил систему мотивированных функционально-ролевых названий типов, вместо псевдонимов предложенных Аушрой. Функциональные названия подчёркивают социальную роль человека - носителя соответствующего типа в социуме. Например: "Гуманист" - несёт идею примирения людей, призвание "Искателя" - делать открытия, "Инспектора" - поддерживать систему в порядке и т. д. Однако названия не следует понимать буквально: например, неправильно полагать, что каждый "Критик" все без разбору критикует (равно как и считать, что каждый "Робеспьер" в душе беспощадный диктатор)
| |
− | <br><br>
| |
− | Позиция Гуленко последовательна: начиная с 1995 года во всех работах Гуленко использует только мотивированные названия типов в рамках функционально-ролевой системы. Более того, не меняется и его отношение к системе псевдонимов Аушры – в ней он видит одну из главных проблем соционики, особенно при налаживании контактов с представителями официальной психологии.<ref>Дмитрий Павлов - Название имеет значение</ref>.
| |
− | | |
− | === Запись функций ===
| |
− | Аушра для обозначения аспектов и функций выбрала графические изображения (их предложил её знакомый и участник первых соционических семинаров А.Варанавичюс)<br>
| |
− | В таком подходе есть ряд минусов:
| |
− | * графические изображения тяжело использовать в электронном тексте, приходится устанавливать специальный шрифт или пользоваться графическими файлами,
| |
− | * Неудобство проявляется как в написании (необходимость рисовать геометрические фигуры), так и в произношении
| |
− | * что в современной научной символике графические обозначения не приняты. Большинство наук для фиксации описываемых явлений обходится естественным языком, а также языком математики и смежных дисциплин, и употребляя латинский, и в какой-то мере, греческий, алфавит для обозначений основных величин. Приведу несколько примеров: из химии: элементы и их соединения (Ag, Se, CO2); из физики: физические величины – энергия (E), сила (F), масса (m), время (t), скорость (v); из биологии: последовательности ДНК и РНК (-A-G-C-T-), а также аминокислотные последовательности в белках (-Arg-Lys-Pro-Val-Cys-).
| |
− | | |
− | В отличие от системы Аугусты, Гуленко предлагает в качестве обозначений латинские буквы, которые очевидно, лишены вышеупомянутых недостатков: они одинаково удобны и в написании, и в произношении, и в компьютерном наборе (ведь любой компьютер по умолчанию содержит шрифты латиницы). Кроме того, использование латинских букв лежит полностью в духе научной традиции (как, например, в физике, химии и биологии). И, наконец, выбор именно латинских букв дает "зеленый свет" для взаимодействия с иностранными коллегами на одном языке.
| |
− | | |
− | Гуленко пошел другим путем: в его системе функции и аспекты обозначаются буквами латинского алфавита. Предоставим слово и ему:
| |
− | "Е - динамическая этика, или этика эмоций. Обозначается по первой букве лат. слова "emoveo" - волную, колеблю.
| |
− | R - статическая этика, или этика отношений. Обозначается по первой букве лат. слова "relatio" - отношение.
| |
− | Р - динамическая логика, или логика дела. Обозначается по первой букве лат. слова "profiteor" - совершаю полезные действия.
| |
− | L - статическая логика, или логика структуры. Обозначается по первой букве лат. слова "logos" - закономерность, правило.
| |
− | S - динамическая сенсорика, или сенсорика ощущений. Обозначается по первой букве лат. слова "sensus" - ощущение.
| |
− | F - статическая сенсорика, или сенсорика силы. Обозначается по первой букве лат. слова "factor" - воздействующий, влияющий.
| |
− | Т - динамическая интуиция, или интуиция времени. Обозначается по первой букве лат. слова "tempus" - время.
| |
− | I - статическая интуиция, или интуиция возможностей. Обозначается по первой букве лат. слова "intueor" - усматриваю, проникаю взором." [12].
| |
− | Более того, этим буквам можно сопоставить слова из английского языка, который является общепризнанным стандартом научного общения – Emotion, Relation, Practice, Law/Logic, Sense, Force, Time, Intuition (замечание Д. Лытова). На мой взгляд, мотивированность здесь существенно выше.
| |
− | | |
− | === Энергетическая составляющая психики ===
| |
− | | |
− | === Психологическая дистанция ===
| |
− | | |
− | === Модель G ===
| |
− | | |
− | === Подтипы, многослойная структура психики ===
| |
− | ШГС принято считать, что психика человека состоит из следующих слоев:
| |
− | # Социотип - глубинное ядро психики. Постоянен на протяжении всей жизни. Его тяжелее всего «увидеть» так как он скрыт под следующими слоями психики
| |
− | # Подтип – средний, относительно устойчивый слой психики. Он может меняться в течении жизни, под воздействием сильных жизненных потрясений и сохраняется на периоды в десятки лет. Проявляется как склонность человека играть/занимать? определённую роль в группе. Подтип бывает:
| |
− | ## Доминантный (D) - активная деятельность по достижению поставленных целей, в которую вовлекаются все возможные ресурсы. Лидер группы.
| |
− | ## Креативный (C) - нестандартное восприятие ситуаций, привнесение нового, что дает возможность группе развиваться. Генератор идей.
| |
− | ## Нормирующий (N) - выявление, установление и поддержание норм и правил. Доводчик, выполняет большинство работы в группе.
| |
− | ## Гармонизирующий (H) – предпочитает оставаться в стороне и наблюдать, вмешивается в ситуацию только тогда, когда нарушена ее гармония. Если повлиять не удалось дистанцируется от ситуации физически и психологически. Корректор, обратная связь.
| |
− | # Акцентуация – самый «мягкий» и подвижный слой психики. Усиление одной из психических функций. Как правило не очень адекватное поведение по этой функции. Существует пока он необходим для приспособления к текущей среде.<br>
| |
− | <br>
| |
− | Таким образом, полный социотип записывается как: <Тип> - <Подтип> - <Акцентуация>
| |
− | | |
− | === Интертипные отношения, дуальность ===
| |
− | | |
− | === Диагностика социотипа ===
| |
− | | |
− | == пересмотреть ==
| |
− | === Соционические функции===
| |
− | Силовая сенсорика (F) - Принуждение или сопротивление, мобилизованность, уверенность в себе.
| |
− | Эмоция: призрение, унижение.
| |
− | Сенсорика комфорта (S) - Вкусы, краски, запахи, прикосновения, конформизм, адаптация.
| |
− | Эмоция: удовольствие, отвращение.
| |
− | Этика эмоций (E) - Риторика, пафос, лозунги, общительность, демонстративность, страсти.
| |
− | Эмоция: сильная радость, сильная печаль
| |
− | Этика отношений (R) - Мораль, этические ценности, оценки хорошо-плохо, традиции, ритуалы, привязанности.
| |
− | Эмоция: тревожно-совестливая, печаль, ностальгия.
| |
− | Деловая логика (P) - Работа, польза, прибыль, автоматизмы, жажда движения, конкуренция, спортивный азарт.
| |
− | Эмоция: злость, гнев.
| |
− | Структурная логика (L) - Создание схем, конструирование, анализ, следование законам, хладнокровие, контроль. Эмоция: сомнение.
| |
− | Интуиция возможностей (I) - Гипотезы, догадки, озарения, инновации, эксперименты, задатки, способности, таланты. Эмоция: любопытство, восторг
| |
− | Интуиция времени (T) - Воображение, воспоминания, прогнозы, внушение, гипноз, видения, символика, отражение, предчувствия, предзнаменования. Эмоция: Страх
| |
− | | |
− | === Темпераменты ===
| |
− | Темпераменты – образуются комбинацией двух дихотомий: Экстра-Интроверсия и Рацио-Иррациональность. Важную роль в понимании темперамента играет дихотомия Статика-Динамика. Статика дает психике - уравновешенность, стабильность, а Динамика наоборот - возбудимость, тревожность.
| |
− |
| |
− | * Линейно-Напористый, Холерик (Экстраверт+Рационал, Динамик) Самые энергичные, вспыльчивые люди, постоянная высокая активность до «полного истощения» и только потом отдых. Зацикленность на одном. Частая смена настроения.
| |
− | * Гибко-Разворотливый, Сангвиник (Экстраверт+Иррационал, Статик) Энергичность сочетается с умением быстро менять направление воздействия, хорошо ориентируются в экстремальных ситуациях. Легко переходят от возбужденного состояния в расслабленное.
| |
− | * Уравновешенно-Стабильный, Флегматик (Интроверт+Рационал, Статик) Низкая энергичность, но зато размеренная и надёжная работоспособность. Стабильное эмоциональное состояние, настроение не меняется в течении дня. Высокий уровень самоконтроля.
| |
− | * Восприимчиво-Адаптивный (Интроверт+Иррационал, Динамик) Умеют приспособиться под окружающие условия существования с минимальными энергозатратами. Малоактивный, зависящий от изменяющихся внутренних ритмов режим работы, но тонко чувствуют, когда нужно проявить ситуативную активность. Высокая чувствительность и впечатлительность, приводящая к частым перепадам настроения.
| |
− | | |
− | === Отношение к гипотезе признаков Рейнина ===
| |
− | ШГС считает, что признаки Рейнина существуют, однако вторичны по отношению к социотипу.
| |
− | Кроме того, как названия отдельных признаков подобраны неудачно, так и смысловое наполнение некоторых признаков ошибочно.
| |
− | | |
− | Подробнее смотри http://www.socioniks.net/biblioteka/1tip/metod_reinina.html
| |
− | | |
− | === Отношение к модели А ===
| |
− | Считается, что теория соционики прежде всего отображать то, что есть в реальности, в случае несовпадения - необходимо подгонять теорию под реальность.
| |
− | Соответственно модель А расценивается не более чем удобный теоретический инструмент, который имеет свою достаточно определенную область применения (не покрывающую всю соционику) за рамками которой более разумно пользоваться другими инструментами и другими моделями.
| |
− | | |
− | См. http://socionics.kiev.ua/articles/methodology/modelir-thesis/
| |
− | | |
− | === Отношение к интертипным отношениям ===
| |
− | Школа постулирует относительность качества интертипных отношений - в зависимости от дистанции, цели и т.д. одни и те же ИО могут быть как благоприятными, так и вредными. Это означает как то, что для разных задач оптимальными будут разные ИО, так и то, что при соблюдении определенных правил можно существенно повысить комфортности отношений. Отрицается априорная выделенность определенных отношений (дуальных, внутриквадральных).
| |
− | | |
− | === Функции vs Аспекты ===
| |
− | В теории структурные модели рассматриваются как состоящие из трех сущностей: аспекта, функции и позиции, однако в реальности используются и разрабатываются только пара функция + позиция. Исследования свойств аспектов в настоящее время<ref>По состоянию на 2011 год</ref>почти не ведется.
| |
− | | |
− | См. http://socionics.kiev.ua/articles/methodology/cmppar/
| |
− | | |
− | | |
− | == Примечания ==
| |
− | <references />
| |
− | | |
− | == Ссылки ==
| |
− | * http://www.socioniks.net/ - официальный сайт ШГС
| |
− | * https://www.facebook.com/humanitarian.socionics/
| |
− | * https://socionics.jimdo.com/
| |
− | * [[Новости школы гуманитарной соционики В. Гуленко (рассылка)]] - закрыта.
| |
− | | |
− | {{Хорошая статья}}
| |
− | | |
− | [[Категория:СтраницаГруппыА]]
| |
− | [[Категория:Соционические организации]]
| |
− | [[Категория:Соционические школы]]
| |