Marmotte terrible/Методика экспресс-диагностики Школы гуманитарной соционики — различия между версиями

Материал из Zanoza
Перейти к: навигация, поиск
[непроверенная версия][досмотренная версия]
(Новая страница: «== Общая информация == Комплексная методика определения соционического типа, используемая...»)
 
м (Изменён уровень защиты страницы «Marmotte terrible/Методика экспресс-диагностики Школы гуманитарной соционики» ([edit=sysop] (бессрочно) [move=sysop] (бесс)
 
(не показано 5 промежуточных версий 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
== Общая информация ==
+
Комплексная методика определения соционического типа, используемая участниками и сторонниками [[Школа гуманитарной соционики|ШГС]]  для быстрого (5-10 минут) определения социотипа и основанная на фиксации [[Эмпирические маркеры в социодиагностике ШГС|поведенческих проявлений]] в ходе активных взаимодействий. Разработана [[Гуленко, Виктор|Виктором Гуленко]].
  
Комплексная методика определения соционического типа, используемая участниками и сторонниками [[Школа гуманитарной соционики|ШГС]]  и основанная на фиксации поведенческих проявлений в ходе активных взаимодействий. Разработана [[Гуленко, Виктор|Виктором Гуленко]].
+
== Область применения ==
* В общей сложности диагностика длится около 5-10 минут.
 
  
* Данная методика применяется в следующих случаях:
+
Данная методика разработана для следующих случаев:
* 1. В том случае, если нет возможности провести более детальную и длительную диагностику. Например, существует ограничение по времени.
+
* 1. Нет возможности провести более детальную и длительную диагностику. Например, существует ограничение по времени.
* 2. В том случае, если нет необходимости в особой точности. Например, при разбиении людей на группы по 1-2 признакам.
+
* 2. Нет необходимости в особой точности. Например, при разбиении людей на группы по 1-2 признакам.
* 3. В качестве первой гипотезы, которая затем будет уточняться и корректироваться.
+
* 3. Нужно получить первоначальную версию социотипа, которая затем будет уточняться и корректироваться.
  
 
== Основные особенности ==
 
== Основные особенности ==
Строка 13: Строка 12:
 
* 1. Приоритет поведенческой составляющей в полученной информации. Важнее не то, что о себе говорит респондент, а то, как он говорит, как ведёт себя во время интервью.
 
* 1. Приоритет поведенческой составляющей в полученной информации. Важнее не то, что о себе говорит респондент, а то, как он говорит, как ведёт себя во время интервью.
 
* 2. Ориентация в первую очередь на невербальные сигналы: пантомимику, речевые особенности (интонирование) и глазодвигательные реакции.  
 
* 2. Ориентация в первую очередь на невербальные сигналы: пантомимику, речевые особенности (интонирование) и глазодвигательные реакции.  
* 3. Использование физиогномического подхода (визуальная или «сенсорная» диагностика) с приоритетом динамики над статикой: пантомимика важнее фенотипических свойств. Вследствие этого большей информативностью в [[Школа гуманитарной соционики|ШГС]]для диагностики обладают видеоматериалы, а  не фотоматериалы.
+
* 3. Использование физиогномического подхода (визуальная или «сенсорная» диагностика) с приоритетом динамики над статикой: пантомимика важнее фенотипических свойств. Вследствие этого большей информативностью в [[Школа гуманитарной соционики|ШГС]] для диагностики обладают видеоматериалы, а  не фотоматериалы.
* 4. Динамичный («энергетический») стиль проведения интервью: высокий темп, помещение респондента в стрессовые условия, не вызывающие расслабления и чувства психологического комфорта. Динамичный стиль позволяет «снять» маски и приобретённые стратегии самопрезентации и увидеть те характерные поведенческие (в первую очередь, невербальные) проявления, которые респондент по разным причинам предпочитает скрывать и которые могут затруднить определение типа.
+
* 4. Динамичный («энергетический») стиль проведения интервью: высокий темп, помещение респондента в стрессовые условия, не вызывающие расслабления и чувства психологического комфорта. Динамичный стиль позволяет «снять» [[коммуникативная модель|маски]] и приобретённые стратегии самопрезентации и увидеть те характерные поведенческие (в первую очередь, невербальные) проявления, которые респондент по разным причинам предпочитает скрывать и которые могут затруднить определение социотипа.
* 5. Интервьюер, активно взаимодействуя с респондентом и при необходимости импровизируя, управляет ходом интервью. Это позволяет избегать заученных ответов.
+
* 5. Интервьюер, активно взаимодействуя с респондентом и при необходимости импровизируя, управляет ходом интервью. Это позволяет избегать заученных ответов и реакций.
* 6. Использование данного метода как для определения отдельных признаков (например, соционического темперамента), так и для определения [[социотип|социотипа]] и варианта типа (подтипа).
+
* 6. Использование данного метода как для определения отдельных признаков (например, [[соционический темперамент|соционического темперамента]]), так и для определения [[социотип|социотипа]] и [[внутритипная вариативность|варианта социотипа]] ([[подтип|подтипа]]).
* 7. Использование в качестве дополнительного средства т.н. метода быстрых дискуссий.  
+
* 7. Хорошая взаимосочетаемость с т.н. методом быстрых дискуссий.  
 
   
 
   
 
== Правила проведения экспресс-диагностики ==
 
== Правила проведения экспресс-диагностики ==
Строка 27: Строка 26:
 
* 4. Если процесс проведения интервью фиксируется на видеокамеру, необходимо иметь возможность качественной съёмки как жестикуляции, так и мимики респондента.
 
* 4. Если процесс проведения интервью фиксируется на видеокамеру, необходимо иметь возможность качественной съёмки как жестикуляции, так и мимики респондента.
  
== Пример проведения удалённой экспресс-диагностики ==
+
== Пример проведения ==
  
 
С примером проведения экспресс-диагностики через скайп, а также с интерпретацией полученной информации можно ознакомиться [http://dimanche.socionics.kiev.ua/2012/01/06/videointervyu-2/ здесь.]
 
С примером проведения экспресс-диагностики через скайп, а также с интерпретацией полученной информации можно ознакомиться [http://dimanche.socionics.kiev.ua/2012/01/06/videointervyu-2/ здесь.]
Строка 34: Строка 33:
  
 
Интерпретация результатов основывается на использовании как аналитического, так и синтетического подходов.   
 
Интерпретация результатов основывается на использовании как аналитического, так и синтетического подходов.   
Целостное восприятие респондента и сверка его с галереей образов соционических типов дополняется анализом отдельных проявлений (невербалики, отдельных ответов респондента). Интерпретация результатов экспресс-диагностики в [[Школа гуманитарной соционики|ШГС]] основывается на ряде эмпирических маркеров.  
+
Целостное восприятие респондента и сверка его с галереей образов соционических типов дополняется анализом отдельных проявлений (невербалики, отдельных ответов респондента). Интерпретация результатов экспресс-диагностики в [[Школа гуманитарной соционики|ШГС]] основывается на ряде [[Эмпирические маркеры в социодиагностике ШГС|эмпирических маркеров]].  
 
Для проверки первоначальной гипотезы в дальнейшем также может быть применён метод быстрых дискуссий.   
 
Для проверки первоначальной гипотезы в дальнейшем также может быть применён метод быстрых дискуссий.   
  

Текущая версия на 22:42, 17 июля 2012

Для этой страницы существуют <span onClick='toggleSecurityInfo()'><a href='javascript:'>ограничения, связанные с безопасностью</a></span>

Комплексная методика определения соционического типа, используемая участниками и сторонниками ШГС для быстрого (5-10 минут) определения социотипа и основанная на фиксации поведенческих проявлений в ходе активных взаимодействий. Разработана Виктором Гуленко.

Область применения

Данная методика разработана для следующих случаев:
  • 1. Нет возможности провести более детальную и длительную диагностику. Например, существует ограничение по времени.
  • 2. Нет необходимости в особой точности. Например, при разбиении людей на группы по 1-2 признакам.
  • 3. Нужно получить первоначальную версию социотипа, которая затем будет уточняться и корректироваться.

Основные особенности

  • 1. Приоритет поведенческой составляющей в полученной информации. Важнее не то, что о себе говорит респондент, а то, как он говорит, как ведёт себя во время интервью.
  • 2. Ориентация в первую очередь на невербальные сигналы: пантомимику, речевые особенности (интонирование) и глазодвигательные реакции.
  • 3. Использование физиогномического подхода (визуальная или «сенсорная» диагностика) с приоритетом динамики над статикой: пантомимика важнее фенотипических свойств. Вследствие этого большей информативностью в ШГС для диагностики обладают видеоматериалы, а не фотоматериалы.
  • 4. Динамичный («энергетический») стиль проведения интервью: высокий темп, помещение респондента в стрессовые условия, не вызывающие расслабления и чувства психологического комфорта. Динамичный стиль позволяет «снять» маски и приобретённые стратегии самопрезентации и увидеть те характерные поведенческие (в первую очередь, невербальные) проявления, которые респондент по разным причинам предпочитает скрывать и которые могут затруднить определение социотипа.
  • 5. Интервьюер, активно взаимодействуя с респондентом и при необходимости импровизируя, управляет ходом интервью. Это позволяет избегать заученных ответов и реакций.
  • 6. Использование данного метода как для определения отдельных признаков (например, соционического темперамента), так и для определения социотипа и варианта социотипа (подтипа).
  • 7. Хорошая взаимосочетаемость с т.н. методом быстрых дискуссий.

Правила проведения экспресс-диагностики

Как очная, так и удалённая (через Интернет) диагностика должна проводиться согласно следующим правилам:

  • 1. Респондент располагается в пространстве стоя в полный рост. Его движения не должны быть стеснены деталями обстановки или присутствием других людей. Таким образом, наблюдатель получает возможность отследить жестикуляцию и движения корпуса респондента.
  • 2. На момент проведения интервью респондент должен находиться в максимально естественном для себя состоянии (не в состоянии ажиотации, в нормальном самочувствии и не под воздействием каких-либо веществ, влияющих на нервную систему).
  • 3. Длительность экспресс-интервью в среднем составляет от 5 до 10 минут; в конце интервью возможно возвращение к некоторым вопросов и уточнение.
  • 4. Если процесс проведения интервью фиксируется на видеокамеру, необходимо иметь возможность качественной съёмки как жестикуляции, так и мимики респондента.

Пример проведения

С примером проведения экспресс-диагностики через скайп, а также с интерпретацией полученной информации можно ознакомиться здесь.

Интерпретация полученных в ходе экспресс-диагностики результатов

Интерпретация результатов основывается на использовании как аналитического, так и синтетического подходов. Целостное восприятие респондента и сверка его с галереей образов соционических типов дополняется анализом отдельных проявлений (невербалики, отдельных ответов респондента). Интерпретация результатов экспресс-диагностики в ШГС основывается на ряде эмпирических маркеров. Для проверки первоначальной гипотезы в дальнейшем также может быть применён метод быстрых дискуссий.

Использование экспресс-диагностики в ШГС

Экспресс-диагностика с помощью интервью в ШГС проводится как вживую, так и удалённо, через Интернет посредством скайп-конференций. Диагностика бесплатна, от респондента требуется только передача полученных материалов в свободное пользование школы (например, для публикации в Интернете на ресурсах школы и на прочих соционических ресурсах).

Ссылки